Дом-Дерево-Человек (Дж.Бук)

Содержание

Слайд 2

Основные подходы к интерпретации рисунков 1-интуитивное прочтение. Первое чувственное впечатление от

Основные подходы к интерпретации рисунков

1-интуитивное прочтение. Первое чувственное впечатление от рисунка аналогично

восприятию зрителями художественного произведения
2-нор­мативное прочтение, нахождение в рисунке информации, диагностическая ценность которой уже известна психологам на основе проведенных исследований и теорети­ческих знаний
3- клиническое прочтение
4- аналитичес­кий, или углубленный способ прочтения, системный ана­лиз рисунка
Слайд 3

Условно можно выделить формаль­ные (как нарисовано) и содержатель­ные аспекты рисунка (что

Условно можно выделить формаль­ные (как нарисовано) и содержатель­ные аспекты рисунка (что

нарисовано).

К формальным аспектам рисунка относятся:
• расположение рисунка на листе бу­маги (в центре, вверху, внизу, сле­ва, справа);
• размеры рисунка (на весь лист, большой размер, миниатюрный);
• пропорции (соотношение деталей рисунков);
• особенности линий.
К содержательным аспектам ри­сунка относятся:
• тип изображения;
• наличие основных деталей изобра­жения;
• особенности изображения деталей, выявления индивидуального свое­образия.

Слайд 4

Дом такой, каким его «чувствует» испытуе­мый. Дом такой, каким бы его

Дом такой, каким его «чувствует» испытуе­мый.
Дом такой, каким бы его

хотел видеть испытуемый.
Не приносивший удовлетворе­ния дом из прошлого.
Удовлетворяющий дом из прошлого.
Отношение испытуемого к сво­ей семье и/или отношение семьи к нему в его интерпретации.
Рисунок дерева
Подсознательный образ самого себя. Считается, что в рисунке дерева более вероятны проекции дефектов развития, меньше влияние цензуры и менее вероятны защитные реакции испытуемого.
Контакт испытуемого с реально­стью (висящее дерево или верхушка срезана листом).
Чувство внутриличностного ба­ланса.
Дерево может представлять собой портрет другого человека, значимого для испытуемого.
Слайд 5

Человек Какой он есть (косметические дефекты, физиологические наруше­ния, психологические проблемы). Каким

Человек
Какой он есть (косметические дефекты, физиологические наруше­ния, психологические проблемы).
Каким испытуемый

восприни­мает себя.
Каким он хотел бы быть.
Отношение испытуемого к межличностным взаимоотношениям в целом.
Некоторые специфические стра­хи, навязчивые идеи и т. п
Слайд 6

Положение на листе бессознательное связь с прошлым, с самим собой и

Положение на листе

бессознательное
связь с прошлым, с самим собой и с

матерью
интроверсия;
преобладание эмоций, импульсив­ность

сознание
связь с
будущим, другими людьми и отцом
экстраверсия;
поиск удовлетворения в интеллек­туальной сфере;
контролируемое, сознательное по­ведение, авторитаризм

Слайд 7

низ листа связывают с материальным, бессознательным, инстинктами, коллективными символами верх листа

низ листа связывают с материальным, бессознательным, инстинктами, коллективными символами

верх листа связывают с

интеллектуальной и духовной сферой, развитием и контактом с окружающей средой
Слайд 8

Смещение вверх: • завышенный уровень притязаний; • высокая самооценка; • неадекватная,

Смещение вверх:
• завышенный уровень притязаний;
• высокая самооценка;
• неадекватная, завышенная само­оценка как

проявление гиперком­пенсации;
• высокий уровень активности;
• стремление к самоутверждению;
• высокий уровень уверенности в себе;
• отчужденность и недоступность;
• стремление к цели, часто недости­жимой;
• нереалистичность, иллюзорность желаний;
стремление уйти от реальности в
мир фантазии.
Слайд 9

Смещение вниз: • сниженное настроение; • низкий уровень активности; • заниженная

Смещение вниз:
• сниженное настроение;
• низкий уровень активности;
• заниженная самооценка;
• чувство

незащищенности и неадек­ватности;
• склонность к депрессии;
• прагматичность;
• ориентация на материальные цен­ности;
• реалистичное отношение к жизни.
Слайд 10

Большой размер рисунка (более 2/3 листа, на весь лист, «выходит» за

Большой размер рисунка (более 2/3 листа, на весь лист, «выходит» за

пределы) может свидетельствовать о следующем:
высокой чувствительности к воз­действию окружающей среды и, как следствие, о состоянии тревоги, аг­рессии или враждебности;
гиперактивности, расторможенности;
субъективной значимости изобра­жаемого образа, вероятном источни­ке проблем или способах их решения;
неудовлетворенности существую­щей ситуацией;
гиперкомпенсации, проявлении компенсаторных механизмов;
преувеличении своей значимости, неадекватном восприятии себя.
Слайд 11

Маленький размер рисунка (зани­мает менее 1 /3 листа по высоте) мо­жет

Маленький размер рисунка (зани­мает менее 1 /3 листа по высоте) мо­жет

свидетельствовать:
о заниженной самооценке;
о сниженном настроении;
об ощущении своей малоценности, незначительности.
Микрорисунки (1-1,5 см) — очень тревожный признак, так как в норме они практически не встречаются и чаще всего свидетельствуют о психи­ческой патологии.
Слайд 12

Линии при выполнении рисунка Нажим на карандаш (рассматри­ваются толщина и яркость

Линии при выполнении рисунка

Нажим на карандаш (рассматри­ваются толщина и яркость линий,

а также следы нажима карандаша на бумагу).
Сильный нажим:
• энергичность, настойчивость;
• эмоциональное напряжение;
• амбициозность;
• агрессивность;
• конфликтность;
• гиперактивность;
• импульсивность (с 4-летнего возра­ста);
• недостаточная вера в себя, в свои силы;
• тревожность;
• ригидность и боязнь совершить ошибку
Слайд 13

Средняя сила нажима: • эмоциональная устойчивость; • отсутствие тревоги; • адаптированность;

Средняя сила нажима:
• эмоциональная устойчивость;
• отсутствие тревоги;
• адаптированность;

самообладание.
Слабый нажим:
• неуверенность, нерешительность;
• робость, боязливость, скованность;
• астения;
• пассивность;
• гибкость и подвижность мышления;
• сниженное настроение.
Слайд 14

Колебания нажима: • эмоциональная неустойчивость; • тревожность; • импульсивность; • адаптивность,

Колебания нажима:
• эмоциональная неустойчивость;
• тревожность;
• импульсивность;
• адаптивность, пластичность;
• утомляемость (нажим

слабеет в процессе рисования).
Слайд 15

Направление линий Вертикальные линии: • самоуверенность; • решительность; • повышенная активность;

Направление линий
Вертикальные линии:
• самоуверенность;
• решительность;
• повышенная активность;
• упрямство, настойчивость;
• маскулинность.
Горизонтальные

линии:
• слабость;
• обеспокоенность собственной без­опасностью;
• женственность.
Слайд 16

Форма линий Угловатая форма: • агрессивность; • доминантность; • низкий уровень

Форма линий
Угловатая форма:
• агрессивность;
• доминантность;
• низкий уровень социальной адап­тации;
• маскулинность.
Обтекаемая,

закругленная форма:
• низкий уровень агрессивности;
• чувствительность;
• конформность;
• фемининность.
Слайд 17

Техника штриха Одиночный штрих (возникает в ре­зультате напряжения, поскольку в этом

Техника штриха
Одиночный штрих (возникает в ре­зультате напряжения, поскольку в этом

случае движение карандаша под­чинено определенной цели):
• способность личности к произволь­но саморегуляции и контролю своих импульсов.
Маятниковый штрих (возникает в результате расслабления):
• сохранность элементарных жиз­ненных процессов;
• отсутствие скованности;
• доверие к миру
Слайд 18

Уверенный штрих (быстрое прове­дение тонкой линии): • проявление уверенности в себе;

Уверенный штрих (быстрое прове­дение тонкой линии):
• проявление уверенности в себе;
• высокий

самоконтроль, волевые качества;
• амбициозность;
• эмоциональная устойчивость;
• подчинение эмоций интеллекту.
Неуверенный штрих (выглядит дрожащим и нерешительным, линия прерывается):
• неуверенность в себе;
• чувствительность;
• склонность к рефлексии;
• потребность в самоконтроле;
• гиперсоциальность.
Слайд 19

Особенности обработки поверхности рисунка Тонирование — проявление эмоционально­ -чувственной возбудимости. Штриховка:

Особенности обработки поверхности рисунка
Тонирование — проявление эмоционально­ -чувственной возбудимости.
Штриховка:
• потребность

в осмыслении эмоцио­нальных переживаний;
• естественное и спонтанное прояв­ление эмоций;
• тревожность.
Очерчивание контуров — проявле­ние рационального начала.
Закрашивание — интен­сивность эмоциональных переживаний.
Грубоватая обработка поверхнос­ти (окрашивание при помощи отдельных, беспорядочно расположенных штрихов):
• раздражительность;
• конфликтность личности;
• проблемы в общении.
Слайд 20

Дом Рисунок дома может рассматри­ваться как символическое изображе­ние самого автора; дом

Дом

Рисунок дома может рассматри­ваться как символическое изображе­ние самого автора; дом

также представ­ляет собой семейную проблематику (отношение к матери и другим близ­ким), социальную адаптацию субъек­та, принятие внешнего мира и спосо­бы контакта с ним.
Слайд 21

Одноэтажный дом остается наибо­лее популярным, типичным и менее информативным типом изображения.

Одноэтажный дом остается наибо­лее популярным, типичным и менее информативным типом изображения.
Многоэтажный

дом:
• часто встречается у городских жи­телей как отражение реальности (дом, в котором он живет);
• признак семейного неблагопо­лучия;
• неудовлетворенная потребность в семейном очаге.
Слайд 22

Дворец, замок: • демонстративность личности; • неудовлетворенность семейной си­туацией; • оторванность

Дворец, замок:
• демонстративность личности;
• неудовлетворенность семейной си­туацией;
• оторванность от реальной жизни;

социальная дезадаптация;
• желание уйти от окружающего мира в мир фантазий;
• потребность в восхвалении и восхи­щении по отношению к себе;
• креативные способности.
Крепость:
• потребность в безопасности и защите;
• восприятие мира как враждебного;
• возможно, социальная дезадап­тация.
Церковь — потребность в духовной поддержке или искуплении.
Палатка, шалаш — ощущение не­стабильности семейного очага.
Слайд 23

Стены Стены рассматриваются как грани­цы личности, характер их изображе­ния указывает на

Стены
Стены рассматриваются как грани­цы личности, характер их изображе­ния указывает на

особенности отноше­ний человека с окружающей средой.
Фундаментальные, мощные стены:
• отгороженность от внешнего мира;
• потребность в защите;
• труднодоступность человека для воздействий извне.
Тщательно прорисованные стены (кирпичи, бревна, гвозди):
• педантичность, ригидность мыш­ления;
• признак органического поражения головного мозга.
Слайд 24

Окна Окна символизируют способность человека устанавливать контакт с людь­ми. Окна обычно

Окна
Окна символизируют способность человека устанавливать контакт с людь­ми. Окна обычно

рассматриваются в качестве признака открытости и доступ­ности, способности к самовыражению.
Отсутствуют или очень маленькие окна:
• подозрительность, враждебность, отчужденность;
• интровертированность, уход от об­щения;
• аутистические тенденции.
Решетки на окнах, закрытые став­нями окна:
• закрытость;
• подозрительность.
Слайд 25

Множество окон: • готовность к контактам (возмож­но, демонстрируемая); • доступность для

Множество окон:
• готовность к контактам (возмож­но, демонстрируемая);
• доступность для взаимодействия.
Большие открытые

окна:
• активная готовность к контактам;
• демонстрация чрезмерной откры­тости;
Окна, расположенные на верхнем этаже дома и отсутствующие на нижнем, — стремление жить нереаль­ной, воображаемой жизнью, разрыв между фантазией и реальностью.
Наличие занавесок, ставней — стрем­ление контролировать открытое про­явление своих чувств.
Чуть приоткрытое занавеской окно:
• созерцательность;
• стремление к роли наблюдателя при общении.
Слайд 26

Двери Двери символизируют способность человека к прямым, непосредствен­ным контактам с людьми,

Двери
Двери символизируют способность человека к прямым, непосредствен­ным контактам с людьми,

степень от­крытости и доступности в общении.
Отсутствие двери:
• трудности в общении;
• низкая потребность в общении;
• неприступность и недосягаемость.
Маленькая дверь:
• нерешительность в социальных контактах;
• стремление ограничить сферу кон­тактов;
• нежелание впускать других в свое «Я».
Слайд 27

Закрытая дверь (на запор, на за­мок): • скрытность; • враждебность; •

Закрытая дверь (на запор, на за­мок):
• скрытность;
• враждебность;
• мнительность, подозрительность.
Большая дверь:

излишняя зависимость от других;
• чрезмерная доступность;
• легкость в установлении контактов.
Открытая дверь:
• стремление демонстрировать до­ступность в межличностных кон­тактах;
• потребность получать тепло и сер­дечность от других людей;
• потребность в свободе.
Слайд 28

Крыша Крыша является символическим изображением сферы фантазии у че­ловека. Отсутствие крыши

Крыша
Крыша является символическим изображением сферы фантазии у че­ловека.
Отсутствие крыши (если

она раз­рушена или ее снесло ветром) — чувство подчинения воздействию чуждых посторонних сил.
Крыша большая, акцентированная:
• фиксация на фантазиях как источ­нике удовольствия при межлично­стном взаимодействии;
• защитное фантазирование;
• мечтательность.
Дом, изображенный лишь в виде кры­ши — слабый контакт с реальностью.
Крыша в виде простой линии, соеди­няющей две стены:
• эмоциональная скованность;
• слаборазвитое воображение.
Слайд 29

Труба Труба может рассматриваться как символ теплоты в интимных отноше­ниях, как

Труба

Труба может рассматриваться как символ теплоты в интимных отноше­ниях, как

признак эмоциональной зре­лости и равновесия.
Отсутствие трубы.
• дистанцированность по отношению к родительскому дому;
• недостаток психологического тепла.
Труба, нарисованная косо относи­тельно крыши, — начиная со школьно­го возраста это — возможный признак интеллектуальной недостаточности.
Большое количество густого дыма над трубой:
• значительное внутреннее напря­жение;
• потребность освободиться от из­лишнего давления (как бы выпус­тить пар).
Слайд 30

Дополнительные детали Дорожка, хорошо прорисованная и подходящая к двери: • открытость

Дополнительные детали
Дорожка, хорошо прорисованная и подходящая к двери:
• открытость в

общении, доступ­ность;
• тактичность;
• самоконтроль в социальных кон­тактах.
Очень длинные дорожки:
• противоречие между стремлением к контактам и необходимостью в дополнительном времени для их установления;
• избирательность контактов.
Дорожка, суживающаяся перед вхо­дом в дом:
• потребность в ограничении кон­тактов;
• стремление к одиночеству.
Слайд 31

Дорожки, которые окружают дом, но не ведут к дверям, — барьеры

Дорожки, которые окружают дом, но не ведут к дверям, — барьеры

для общения, или защита.
Деревья, кусты, цветы:
• символическое изображение значи­мых других;
• потребность структурировать про­странство из-за неуверенности, неудовлетворенность потребности в безопасности, недостаточное удовлетворение потребности в любви и тепле;
• стремление оградить себя защит­ным барьером;
• чувство одиночества.
Забор:
• защита от нежелательного вторже­ния;
• замкнутость, интровертированность;
• потребность в эмоциональной за­щите.
Слайд 32

Дерево Дерево, как известно, — символ жизни и познания; рисунок дерева

Дерево

Дерево, как известно, — символ жизни и познания; рисунок дерева трактуется

как отражение жизненных сил рисующего. Он раскрывает бессоз­нательную картину развития субъекта, отражает глубокое ощущение самого себя, чувствительность автора рисунка к влиянию среды, способы взаимодей­ствия с окружающим миром. Рисунок дерева более стабилен во времени и позволяет определить соматическое состояние человека, уровень его психо­логической зрелости. Этот рисунок ме­нее подвержен влиянию социальных норм и собственной цензуры, поэтому человек в нем легче выражает свои не­гативные и конфликтные черты.
Слайд 33

Корни Корни символизируют потреб­ность в безопасности и защите, внут­реннее равновесие человека,

Корни
Корни символизируют потреб­ность в безопасности и защите, внут­реннее равновесие человека,

устойчивость его позиции.
Акцентирование корней, длинные корни:
• потребность в безопасности, опоре;
• привязанность, значимость семей­ных связей;
• ориентация на прошлое, чувство незащищенности.
Тонкие корни — слабый контакт че­ловека с реальностью.
Мертвые корни:
• отсутствие или потеря внутренне­го равновесия;
• негативные переживания в раннем детстве
Слайд 34

Ствол дерева Ствол дерева рассматривается как символ эго, ощущение силы своего

Ствол дерева
Ствол дерева рассматривается как символ эго, ощущение силы своего

Я, отражает понимание и осознание че­ловеком своих возможностей.
Маленький, слабо прорисованный ствол — ощущение дефицита соб­ственных возможностей.
Чрезмерно большой ствол:
• внешнее окружение воспринимает­ся как враждебное;
• защитная агрессия (иногда);
• гиперкомпенсация.
Ствол, нарисованный одной линией (одномерный), - конкретность мыш­ления, возможно, интеллектуальная недостаточность.
Слайд 35

Ствол, срубленный или обломан­ный — психотравмирующее событие, которое «сломало» человека (его

Ствол, срубленный или обломан­ный — психотравмирующее событие, которое «сломало» человека (его

вли­яние сохраняется в настоящее время).
Отметки на стволе:
• недифференцированная тревога;
• травматические переживания.
Сломанные сучки, рубцы, шрамы на стволе, дупла рассматриваются как следы травматических переживаний.
При рассмотрении рисунка как авто­портрета человека высота дерева — это линия жизни, и чем выше на ство­ле дерева отметка, тем ближе травма­тические переживания к настоящему времени.
Дупло:
• различные пережива­ния и травмы.
Дупло с птицами, маленькими жи­вотными:
• потребность в защите, тепле и уюте;
• наличие личностной подструкту­ры, которая не поддается контролю;
• неоднозначные отношения с эмо­ционально значимыми людьми;
• ощущение вторжения в свое эго.
Слайд 36

Кора Кора символизирует границу меж­ду эго и социумом. Сильно прорисованная кора:

Кора
Кора символизирует границу меж­ду эго и социумом.
Сильно прорисованная кора:
• замкнутость,

отгороженность, аутистичность;
• потребность в защите;
• озабоченность отношениями с ок­ружающими;
• восприятие окружающего мира как враждебного.
Кора, изображенная путем зачернения всего ствола, — внутренняя тревога, наличие психологических про­блем, связанных с эго человека.­
Слайд 37

Крона Крона дерева символизирует то­тальную психологическую защищен­ность человека, уровень сознательно­го контроля,

Крона
Крона дерева символизирует то­тальную психологическую защищен­ность человека, уровень сознательно­го контроля,

отражает его настроение, уровень развития интеллектуальной сферы, фантазии и воображения. Вет­ви, образующие крону, отражают осо­бенности приспособления человека к среде, характер взаимоотношений с внешним миром, способность полу­чать удовлетворение от контактов, особенности личности
Слайд 38

Вершина кроны: способность к целеполаганию; степень осознанности целей; стратегия жизнедеятельности. Острая

Вершина кроны: способность к целеполаганию; степень осознанности целей; стратегия жизнедеятельности.
Острая

вершина — четкие пред­ставления о цели, направлении и об­щей стратегии своей жизни.
Вершина нечеткая, размытая — не­четко определенные жизненные цели, подверженность чужому влиянию.
Направление ветвей — уровень ак­тивности, фон настроения.
Ветви, направленные вверх, — ак­тивность, энергичность.
Ветви, направленные вниз, опущен­ные — низкий уровень активности, сниженное настроение, депрессивные тенденции.
Ветви, наклоненные вправо или вле­во, — отсутствие внутреннего равнове­сия человека.
Ветви, расходящиеся в стороны, —экстравертированность, экспансив­ность в общении.
Слайд 39

Симметричность ветвей — уравно­вешенность эмоциональной и интеллектуальной сфер. Ветви, повернутые внутрь

Симметричность ветвей — уравно­вешенность эмоциональной и интеллектуальной сфер.
Ветви, повернутые внутрь (к

цен­тру дерева), — интравертированность, эгоцентризм, закрытость.
Тонкие ветви — беспокойство, нере­шительность.
Тонкие и высокие ветви — стремле­ние к фантазированию, компенсирую­щее проблемы в реальной жизни.
Сломанные, сухие, мертвые, по­врежденные ветви — пережитые физи­ческие или психические травмы; появ­ление молодых побегов отражает субъективное улучшение ситуации.
Листья символизируют способность человека к установлению контактов с окружением и его психологическую защищенность в этих контактах.
Большое количество тщательно прорисованных листьев:
• педантичность как личностная чер­та, ригидность мышления;
• склонность к эмоциональному «за­стреванию» на переживаниях;
• застойность психических процес­сов, признак органического пора­жения головного мозга;
• художественная одаренность;
• эстетические потребности и чувства (только если большое количество листьев способствует эстетическому совершенству изображения).
Слайд 40

Острые листья — признак агрес­сивных отношений с окружающими. Опадающие или опавшие

Острые листья — признак агрес­сивных отношений с окружающими.
Опадающие или опавшие

листья — чувство одиночества или разочарова­ния, недостаток сил.
Дополнительные детали
Линия земли может рассматривать­ся как потребность в дополнительной опоре при контакте с реальностью.
Солнце:
• влияние на человека авторитетной и значимой личности;
• потребность в дополнительном ис­точнике тепла.
Облака на небе — признак генера­лизованной тревоги.
Атмосферные явления (солнце, ра­дуга, гроза, дождь, тучи):
• проблемы в эмоциональной сфере;
• эмоциональная нестабильность;
• сложности в самоконтроле.
Два дерева — символическое изоб­ражение себя и значимого другого.
Лес:
• чувство изоляции, одиночества;
• повышенная потребность в обще­нии.
Слайд 41

Грибы встречаются на рисунках наркозависимых лиц. Птицы, гнезда на дереве: •

Грибы встречаются на рисунках наркозависимых лиц.
Птицы, гнезда на дереве:
• переживание

внедрения во внут­ренний духовный мир человека;
• сниженная способность принимать самостоятельные решения;
• желание быть полезным, приносить окружающим пользу.
Пейзаж:
• сентиментальность;
• хорошее воображение, креативные способности;
• склонность подчиняться эмоциям;
• потребность в дополнительных ис­точниках тепла.
Слайд 42

Человек Рисунок человека в большей степе­ни можно рассматривать как автопор­трет. Рисунок

Человек
Рисунок человека в большей степе­ни можно рассматривать как автопор­трет. Рисунок

человека является отра­жением представления человека о себе, о своем реальном и идеальном «Я», о физическом (телесном), психо­логическом и социальном (предъявля­емом другим) образе. Изображение человека отражает осознаваемые и неосознаваемые аспекты отношения к себе и к окружению. Оно больше под­вержено социальным искажениям и цензуре со стороны сознания, поэтому в рисунке человека могут ярче про­явиться защитные механизмы.
Слайд 43

Тип изображения человека Человечек из палочек: • неуверенность в себе; •

Тип изображения человека
Человечек из палочек:
• неуверенность в себе;
• нежелание раскрываться

в ситуа­ции обследования, сопротивление;
• непринятие своего тела;
• проблемы в сфере взаимоотно­шений.
Карикатура, шарж, мультиплика­ционный образ:
• потребность в самозащите;
• проблемы с самовыражением;
• негативное отношение к обследо­ванию;
• использование юмора для того, что­бы спрятать себя от других;
• непринятие себя.
Человек-кукла:
• желание вернуться в мир детства;
• инфантильность;
• зависимость от окружающих.
Фигура Бабы-Яги:
• враждебное отношение к женщи­нам;
• материнская депривация, отверже­ние матерью.
Слайд 44

Поза человека Бегущий человек: • желание уйти, скрыться от какой-либо ситуации,

Поза человека
Бегущий человек:
• желание уйти, скрыться от какой-либо ситуации, тревожность,

страх;
• стремление достичь чего-то, силь­ная занятость.
Человек, сидящий на краешке стула:
• сильное желание найти выход из ситуации;
• страх;
• одиночество;
• подозрительность.
Сидящий человек — недостаток энер­гии.
Человек в движении — креативные способности.
Человек изображен спиной к зрителю:
• замкнутость, закрытость, интровертированность;
• непринятие сложившийся ситуа­ции, психологический уход из нее
Слайд 45

Пол человека Чаще всего при изображении чело­века рисуют человека своего пола.

Пол человека
Чаще всего при изображении чело­века рисуют человека своего пола.
Женщина

рисует мужскую фигуру.
• нарушение половой идентифика­ции;
• непринятие своего тела;
• маскулинные черты личности;
• высокая значимость человека про­тивоположного пола (отца, люби­мого) или зависимость от него;
• амбициозность, карьерная направ­ленность.
Мужчина рисует женскую фигуру (встречается значительно реже, поэто­му имеет большую диагностическую ценность):
• нарушение половой идентифика­ции;
• гомосексуальная ориентация;
• пассивность;
• чувство неадекватности;
• фемининные черты личности.
Слайд 46

Голова Голова рассматривается как симво­лическое отражение сферы интеллек­туального, рационального контроля, воображения,

Голова
Голова рассматривается как симво­лическое отражение сферы интеллек­туального, рационального контроля, воображения,

фантазирования и эго человека.
Большая голова:
• на рисунках лиц с высоким интел­лектуальным уровнем, творчески одаренных;
• на рисунках детей дошкольного возраста;
• при интеллектуальной недостаточ­ности, органическом поражении головного мозга (грубое нарушение пропорций тела);
• в рисунках лиц, придающих боль­шое значение интеллектуальным способностям, сверхценность ин­теллектуальной сферы;
• фантазирование воспринимается как основной источник наслаждения;
• при наличии головных болей раз­личного происхождения.
Слайд 47

Маленькая голова: • чувство неадекватности в социаль­ной и (или) интеллектуальной сфе­рах;

Маленькая голова:
• чувство неадекватности в социаль­ной и (или) интеллектуальной сфе­рах;

стремление преодолеть рациональ­ный контроль для удовлетворения телесных влечений и уйти от болез­ненных переживаний или чувства вины, повышенная импульсив­ность в поведении.
Волосы
Волосы — символ величия для муж­чин и красоты, изящества, привлекательности для женщин, признак здоро­вья, силы, обаяния. Важно учитывать количество волос, вид прически, особенности линий и штриховки.
Необычные прически:
• демонстративность;
• нарциссические черты личности.
Роскошные, красивые волосы (на женских рисунках) — значимость сек­суальной привлекательности.
Слайд 48

Лицо Лицо является символическим ото­бражением сферы общения, показате­лем уровня социального приспособле­ния

Лицо
Лицо является символическим ото­бражением сферы общения, показате­лем уровня социального приспособле­ния

и отношения к окружающим лю­дям.
Слабо прорисованные элементы лица, их нечеткость:
• застенчивость, боязливость, ро­бость;
• ощущение собственной неадекват­ности в персональных взаимоотношениях.
Тщательная прорисовка элементов лица
• сильная озабоченность взаимоот­ношениями с окружающими;
• озабоченность своим внешним ви­дом;
• восприятие действий окружающих как враждебных и возникновение защитного доминантного, агрессив­ного стиля взаимодействия.
Слайд 49

Заштрихованное лицо: • выраженная тревога; • психическое расстройство. Отсутствие черт лица:

Заштрихованное лицо:
• выраженная тревога;
• психическое расстройство.
Отсутствие черт лица:
• враждебность, настороженность;

шизоидные черты личности;
• стремление избежать общения;
• несформированность коммуника­тивных навыков.
«Разорванное лицо» (контур лица не замкнут или прерывается):
• неадекватность в отношениях с людьми;
органическое или психическое на­рушение.
Слайд 50

Глаза Глаза -симво­лическое отображение способа взаимодействия и получения информации об окружающем

Глаза
Глаза -симво­лическое отображение способа взаимодействия и получения информации об

окружающем мире и других людях,.
Большие глаза:
• чувство страха, беспокойства, подо­зрительности;
• потребность в самозащите; эгоцентризм;
• демонстративность, желание обра­тить на себя внимание;
• склонность обольщать, соблазнять, кокетливость (в сочета­нии с длинными ресницами).
Маленькие глаза:
• погруженность в себя; желание видеть как можно меньше.
Глаза как точки:
• подозрительность, • нарушение межличностных отно­шений.
Отсутствие глаз:
• стремление избегать зрительной информации;
• наличие зрительных галлюци­наций.
Закрытые глаза:
• враждебность;
• стремление избегать неприятных визуальных стимулов.
Слайд 51

Уши Уши символизируют отношение человека к аудиальной стимуляции — открытость восприятия

Уши
Уши символизируют отношение человека к аудиальной стимуляции — открытость восприятия

или насторо­женность к окружающему миру.
Необычные или акцентированные уши:
• навязчивое стремление постоянно прислушиваться;
• поражение слухового анализатора, нарушение слуха;
• чувствительность к критике;
• слуховые галлюцинации.
Маленькие или слабо прорисованные уши:
• желание закрыться, защититься от критики, заглушить ее;
• избирательное восприятие инфор­мации.
Слайд 52

Нос Нос рассматривается как сексуальный символ, его принято считать наиболее очевидным

Нос
Нос рассматривается как сексуальный символ, его принято считать наиболее очевидным

«фаллическим заменителем».
Необычное или акцентированное изображение носа:
• сексуальная проблематика (чув­ство сексуальной неполноценности, значимость сексуальной сферы, стремление к мужской роли, сексу­альная дезадаптация);
• дисморфофобия (убежденность в мнимом уродстве носа или пере­оценка физического дефекта).
Прорисованные ноздри:
• стремление человека к чувствен­ным удовольствиям;
• повышенная обонятельная чув­ствительность;
• нарушение обоняния.
Слайд 53

Рот Рот - орган познания и контакта с ми­ром, а также

Рот
Рот - орган познания и контакта с ми­ром, а также

как орудие «вербальной» агрессии.
Акцентирование рта:
• повышенная речевая активность;
• словесное «недержание», скверно­словие, вербальная агрессия;
• наличие речевых нарушений;
• алкоголизм;
• фиксация на пищевых проблемах.
Отсутствие рта:
• оральные конфликты (с позиции психоаналитической теории);
• проблемы с вербальной коммуни­кацией.
Слайд 54

Рот, изображенный одной линией: • напряженность; • тенденция к гиперкритичности, аг­рессивности;

Рот, изображенный одной линией:
• напряженность;
• тенденция к гиперкритичности, аг­рессивности;
• возможны садистские

наклонности.
Широкий оскал улыбки:
характерен для рисунков детей; у взрослых может выражать подав­ленную агрессию, вынужденную при­ветливость.
Изображение зубов — вербальная аг­рессия (особенно на рисунках взрослых).
Полные губы — женственность, чув­ственность.
Слайд 55

Подбородок Подбородок — символ мужествен­ности, решительности, настойчивости. Подчеркнутый подбородок — по­требность

Подбородок
Подбородок — символ мужествен­ности, решительности, настойчивости.
Подчеркнутый подбородок — по­требность доминирования,

подчине­ния себе других людей.
Слишком крупный подбородок:
• слабость и нерешительность, жела­ние скрыть собственную неполноценность; стремление проявить свою муже­ственность, продемонстрировать большую решительность;
• скрытый страх перед ответственно­стью;
• агрессивные черты личности.
Слабовыраженный, маленький под­бородок — чувство беспомощности, неуверенности.
Подбородок, скрытый за бородой, —выраженное желание подчеркнуть свои сексуальные достоинства и муж­скую привлекательность.
Слайд 56

Шея Шея связывает тело (импульсивная жизнь) и голову (интеллектуальный контроль) и

Шея
Шея связывает тело (импульсивная жизнь) и голову (интеллектуальный контроль) и

характеризует уровень равновесия между интеллектуальными и эмоциональными проявлениями.
Акцентированная, подчеркнутая шея— сильная потребность в интеллектуальном контроле эмоциональ­ных импульсов.
Короткая, толстая шея — потвор­ствование своим слабостям и желаниям.
Толстая и длинная шея (крупная) —осознание своих телесных импульсов и выраженное стремление к их контролю.
Длинная шея:
• гиперсоциальные установки, ри­гидность, желание жестко контролировать потребности своего тела; шизоидные черты личности.
Отсутствие шеи:
• в рисунках детей дошкольного воз­раста;
• низкая зрелость, нахождение во власти телесных влечений;
• проблемы с рациональным управ­лением своими импульсами.
Кадык — подчеркивание своей му­жественности.
Слайд 57

Туловище Тело человека рассматривается в связи с основными потребностями че­ловека и

Туловище
Тело человека рассматривается в связи с основными потребностями че­ловека и

его отношением к ним. Пропорции головы и туловища соотносят­ся с отношением между телесными и духовными потребностями человека.
Длинное и узкое туловище:
• замкнутость, отгороженность, ши­зоидные черты личности;
• плохой контакт с окружающими.
Угловатое или квадратное тело —стремление подчеркнуть мужествен­ность.
Маленькое туловище — отрицание телесных влечений как низменных, чувство собственной малоценности.
Крупное туловище — неудовлетво­ренность потребностей как осознава­емых, так и неосознаваемых.
Слайд 58

Отсутствие тела: • интеллектуальная недостаточность; • психические нарушения; • нарушения схемы

Отсутствие тела:
• интеллектуальная недостаточность;
• психические нарушения;
• нарушения схемы тела;
• отрицание

телесных влечений;
• непринятие себя.
Мускулистое тело:
• нарциссические черты личности, эгоцентризм;
• стремление представить себя в вы­годном свете.
Плечи
Плечи — символическое выраже­ние физической силы и физического совершенства.
Маленькие плечи — ощущение ни­чтожности, малоценности.
Слайд 59

Покатые плечи: • чувство отчаяния, вины, уныния; • недостаток жизненных сил;

Покатые плечи:
• чувство отчаяния, вины, уныния;
• недостаток жизненных сил;
• женственность.
Угловатые

плечи (квадратные, пря­моугольные):
• оборонительная позиция по отно­шению к людям;
• излишняя осторожность;
• враждебные тенденции.
Большие плечи:
• ощущение большой физической силы или стремление к этому;
• чрезмерная озабоченность силой и властью;
• переживание сильных телесных импульсов.
Плечи неравные (различающиеся по размеру) — эмоциональная нестабиль­ность, внутриличностный конфликт (если такой стиль рисования не связан с нарушениями мелкой моторики).
Слайд 60

Руки Руки являются символом действий, созидающей активности человека. Это — основное

Руки
Руки являются символом действий, созидающей активности человека. Это — основное

средство воздействия на окружающую среду, способ выраже­ния чувств человека, его личной силы и контактов с окружающими.
Расслабленные, свободные, гибкие руки — легкость адаптации в межлич­ностных отношениях.
Отсутствие рук:
• чувство вины, депрессия;
• чувство бессилия, неадекватности;
• пассивность;
• подавляемые враждебные тенденции.
Короткие руки:
• отчужденность, стремление сдержи­вать эмоциональные проявления;
отсутствие стремления к деятель­ности.
отсутствие стремления к деятель­ности.
Слайд 61

Руки, расположенные близко к телу: • сдержанность в своих проявлениях; •

Руки, расположенные близко к телу:
• сдержанность в своих проявлениях;
• ригидность;
• затруднения

в установлении соци­альных контактов;
• пассивность.
Тонкие, слабые руки:
• переживание тщетности и неэф­фективности своих усилий, беспо­мощность;
• чувство неадекватности.
Руки длинные и слабые — зависи­мость, потребность в опеке.
Слайд 62

Длинные руки: • амбициозные установки, стремле­ние к действию, желание чем-то завладеть;

Длинные руки:
• амбициозные установки, стремле­ние к действию, желание чем-то завладеть;
• стремление

к автономии.
Крупные, толстые руки:
• стремление к максимальному удов­летворению жизненных потребно­стей;
• энергичность, ощущение силы.
Мускулистые руки:
• стремление к власти; демонстрация собственной силы; агрессивность.
Руки, скрещенные на груди:
• враждебные чувства к окружающим, подозрительность и мнительность;
• ощущение себя отвергнутым, пере­живание враждебности окружа­ющих.
Руки, поднятые вверх:
• стремление компенсировать соб­ственную слабость, желание быть сильным, властвовать над други­ми;
• агрессивные желания; подавленное чувство враждебности по отношению к окружающим.
Руки, скрещенные, спрятанные за спиной:
• недостаточный контроль над чув­ствами враждебности и гнева;
• необщительность, замкнутость; неудовлетворенность своим поло­жением;
• нежелание уступать и идти на ком­промиссы.
Руки, упирающиеся в бока:
• критичный собеседник, нежелание идти на уступки; враждебность.
Слайд 63

Кисти и пальцы рук Кисти рук рассматриваются как символ, отвечающий за

Кисти и пальцы рук
Кисти рук рассматриваются как символ, отвечающий за

компетент­ность в социальных контактах и про­дуктивность в деятельности.
Сильно заштрихованные или акцентированные кисти рук:
• беспокойство или чувство вины в связи с нежелательным социальным поведением; агрессивность.
Укороченные, подрезанные, малень­кие кисти рук:
• беспокойство, тревога при контак­тах с окружающими людьми;
• чувство неадекватности в ситуаци­ях социального взаимодействия.
Кисти, сжатые в кулаки:
• протестные, бунтарские реакции; агрессия.
Кисти рук, сложенные в замок, —сознательные усилия подавить и про­контролировать проявления своих агрессивных импульсов.
Недостаточное количество (мень­ше 5) пальцев на руке —
зависимость и бессилие человека.
Пальцев больше 5 — агрессивность, амбициозность .
Длинные и острые пальцы рук — от­крытое проявление агрессии
Слайд 64

Ноги Ноги рассматриваются как сим­вол опоры, устойчивости, направлен­ности на практическую ориентацию,

Ноги
Ноги рассматриваются как сим­вол опоры, устойчивости, направлен­ности на практическую ориентацию,

ассоциируются с чувством безопас­ности и способностью к перемеще­нию.
Отсутствие ног:
• патологическое чувство беспомощ­ности, зажатости;
• ограниченность проявлений соб­ственной воли;
• наложение запрета на получение удовольствий от жизни.
Ноги, не поместившиеся на лист (как бы отрезанные) — апатия, замк­нутость, робость (если это не связано с нарушением пространственного ана­лиза и синтеза).
Большие, длинные ноги — сильное стремление к независимости, потребность в автономии.
Короткие ноги — ощущение психи­ческой и физической неловкости.
Слайд 65

Широко расставленные ноги: • агрессивность, демонстрируемое пренебрежение; маскировка чувства собственной незащищенности.

Широко расставленные ноги:
• агрессивность, демонстрируемое пренебрежение;
маскировка чувства собственной незащищенности.
Скрещенные, сильно сдвинутые

ноги:
• напряженность;
• ригидность;
• опасения по поводу сексуальных притязаний других (у подростков осознание своей сексуальности).
Стопы ног
Стопы можно рассматривать как обозначение чувств человека в отно­шении собственной мобильности.
Отсутствие стоп — замкнутость, робость, беспомощность, ограничение независимости.
Маленькие, крошечные стопы - чувство незащищенности, подавлен­ности, боязливости, скованности, про­явление женственности.
Большие, длинные стопы — потреб­ность демонстрировать мужественность, чувствовать безопасность свое­го положения.
Слайд 66

Одежда человека Отсутствие одежды: • эгоцентризм, телесный нарциссизм; незрелость; социальная дезадаптация;

Одежда человека
Отсутствие одежды:
• эгоцентризм, телесный нарциссизм; незрелость; социальная дезадаптация; сексуальные

проблемы; психические расстройства; на рисунках профессиональных художников.
Тщательно прорисованная одежда:
• стремление к социальному одобре­нию; поверхностность в контактах, закрытость в общении, предпочтение роле­вого взаимодействия интимному; сильный рациональный контроль; эгоцентризм; экстравертированность.
Строгий, деловой стиль одежды —стремление контролировать проявле­ние своих чувств.
Военная форма:
• потребность доминировать, вла­ствовать или подчиняться (в зави­симости от чина — генерала или солдата); враждебность, агрессивность.
Сказочная одежда (принцесс, прин­цев): инфантильность, склонность к фантазированию, ухо­ду от реальности.
Одежда, откровенно подчеркиваю­щая формы фигуры (эротическая), — напряженность сексуальной потреб­ности.
Спортивная одежда — стремлениеподчеркнуть силу, мужественность, мобильность, активность жизненной позиции.
Слайд 67

Слайд 68

Слайд 69

Слайд 70