Александр Яковлевич Головин

Содержание

Слайд 2

Биография. Александр Яковлевич Головин -(1 марта 1863, Москва – 17 апреля

Биография.

Александр Яковлевич Головин -(1 марта 1863, Москва – 17 апреля 1930, Детское

село (ныне Пушкин)) - русский и советский художник, сценограф, декоратор, мастер портрета и натюрморта.

Родился и вырос в семье,
где очень любили театр, музыку, литературу.

Слайд 3

Среднее образование получал в Поливановской гимназии. В 1882—1889 годах обучался в

Среднее образование получал в Поливановской гимназии.
В 1882—1889 годах обучался в Московском училище

живописи, ваяния и зодчества, сначала на архитектурном отделении (3 года), потом на живописном, в классах И. М. Прянишникова, 
В. Е. Маковского и В. Д. Поленова.

Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Поливановская гимназия.

Слайд 4

1889 год — посещал Академию Коларосси и школу-студию Витти (1897) в

1889 год — посещал Академию Коларосси и школу-студию Витти (1897) в Париже.

В 1890-е годы участвовал

в деятельности абрамцевского кружка, где работал с майоликой и деревом.
До 1901 года жил в Москве, затем в Петербурге и Царском (Детском) Селе. По приглашению Управляющего Московской конторой Императорских театров Теляковского В. А. c 1900 года стал писать декорации к спектаклям Императорских театров, сначала в Москве, затем в Петербурге.

Активный член объединения «Мир искусства», дизайнер интерьеров, мебели, совместно с К. А. Коровиным (они были дружны), принимал участие в оформлении российского павильона на Всемирной выставке в Париже 1900 года и гостиницы «Метрополь» в Москве (майоликовый фриз) в 1900-03 годах.
С 1912 года — действительный член Академии художеств.
С 1928 года — народный артист Республики.
Похоронен на Новодевичьем кладбище (Санкт-Петербург).

Слайд 5

Живопись. Работал обычно темперой и пастелью; создавал колоритные пейзажи и натюрморты,

Живопись.

Работал обычно темперой и пастелью; создавал колоритные пейзажи и натюрморты, а также портреты, часть

из которых можно назвать художественными документами, в других присутствует и модерн, и начало импрессионизма.
В Третьяковской галерее хранится автопортрет (1912), согласно почтовой открытке издательства «Аврора».
Слайд 6

«Девочка и фарфор» («Фрося») «Фарфор и цветы».

«Девочка и фарфор» («Фрося»)

«Фарфор и цветы».

Слайд 7

Портрет Мейерхольда. Березки.

Портрет Мейерхольда.

Березки.

Слайд 8

Театральные работы. Как и большинство известных декораторов-модернистов, много работал в театральной

Театральные работы.

Как и большинство известных декораторов-модернистов, много работал в театральной сфере.
1900г. —

первый успех в Большом театре
Ледяной дом (опера) А. Н. Корещенко
Псковитянка (опера) Н. А. Римского-Корсакова, 1901.

Эскиз к прологу опере (псковитянка)

Слайд 9

В 1902 году был приглашён в Петербург на должность главного художника

В 1902 году был приглашён в Петербург на должность главного художника императорских театров,

где создаёт свои наиболее красочные сценические образы.
Кармен (Ж.Бизе, Мариинский театр, 1908)
У врат царства (К.Гамсун, Александринский театр, 1908)
Орфей и Эвридика (К. В. Глюк, Мариинский театр, 1911)
Гроза (А. Н. Островский, Александринский театр, 1916)
Маскарад (М. Ю. Лермонтов, Александринский театр, премьера состоялась 25 февраля 1917).
Каменный гость (А. С. Даргомыжский, Мариинский театр, 1917)

Эскиз декорации к (гроза)

Эскиз декораций к (маскарад)

Слайд 10

Работал также и для «Русских сезонов» С. П. Дягилева в Париже

Работал также и для «Русских сезонов» С. П. Дягилева в Париже (опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского,

1908, балет «Жар-птица», И. Ф. Стравинского, 1910). После Октябрьской революции «блеснул стариной» в «Женитьбе Фигаро» (П.Бомарше, МХАТ, 1927), а «Отелло» В.Шекспира во МХАТЕ вышел в 1930 уже после смерти художника.
Некоторые работы Головина ныне хранятся в театральном музее им А. А. Бахрушина

Эскиз декорации к опере(БорисГодунов)

Слайд 11

постановки Мейерхольда. Мейерхольд появился в Александринском театре как раз благодаря протекции

постановки Мейерхольда.

Мейерхольд появился в Александринском театре как раз благодаря протекции Головина, 

точнее сказать, он только сообщил директору театра Теляковскому, что Мейерхольд свободен. В дальнейшем замысленный Головином и Мейерхольд "Маскарад" вынашивался долго, но поставлен был в результате практически за месяц. Удивительно, что Мейерхольд сумел организовать такую постановку, в которой только статистов хора было 200 человек. Это говорит о том, что спектакль уже сложился в их головах. Головин сделал для "Маскарада" порядка 4 тысяч эскизов. Мейерхольд в течение 6 лет работал с актерами, чертил на бумаге мизансцены. Пускай между репетициями бывало по несколько месяцев, спектакль не выходил из ума. Строился он с невиданным размахом и масштабностью. Одних занавесов было изготовлено 5 штук для каждой сцены. 

Эскизы занавесов

Слайд 12

Огромное количество костюмов было сшито за короткое время, так-как деньги для

Огромное количество костюмов было сшито за короткое время, так-как деньги для

пьесы были даны в последний момент. Он впитал в себя нервозность времени, когда каждый чувствовал, что грядут перемены и старый мир будет рушиться. Атмосфера спектакля была символико-мистической, немного гофманианской. Петербург лермонтовской эпохи,  холодный мир светского общества сталкивался со страстями и хаосом маскарадного действа. Условность правил с безусловностью чувств.
Слайд 13

Интересно был продуман сценический свет. Он был контрастен и добавлял мистики,

Интересно был продуман сценический свет. Он был контрастен и добавлял мистики,

а в сценах игры в карты свет от свечей словно боролся с окружающей тьмой. Очень украшала спектакль музыка А.К. Глазунова, специально написанная к спектаклю.

Головин создал много бутафорских предметов, очень тщательно и красиво изготовленных. В театральном музее сохранилось зеркало из спектакля, в которое гляделся Мейерхольд.

Слайд 14

Маскарадные костюмы Головина - фантастичны и поэтичны. Как всегда он показывает

Маскарадные костюмы Головина - фантастичны и поэтичны. Как всегда он показывает

себя тонким колористом, умеющим соединить много персонажей  в единый ансамбль. Магию костюмов Головина можно объяснить прекрасным знанием особенностей театрального костюма, масштаба деталей, которые должны быть видны из зала на расстоянии и необходимых контрастов, но есть в ней нечто необъяснимое, это то, как он чувствует линии костюма, как составляет сложные гаммы оттенков  в общую палитру спектакля.
Слайд 15

Слайд 16

По фамилиям актеров и актрис, подписанным на эскизах, легко восстановить тех, кто играл в спектакле.

По фамилиям актеров и актрис, подписанным на эскизах, легко восстановить тех,

кто играл в спектакле.
Слайд 17

При сравнении с окончательным вариантом костюма можно заметить еще большую зловещую

При сравнении с окончательным вариантом костюма можно заметить еще большую зловещую

составляющую из-за черного воротника и зеленых треугольников, дисгармоничных с лиловым цветом плаща.
Слайд 18

Очень многое из спектакля: костюмы, реквизит, жило своей жизнью. То исчезало,

Очень многое из спектакля: костюмы, реквизит, жило своей жизнью. То исчезало,

то вдруг обнаруживалось. Как и сам спектакль, то исчезающий, то частично появляющийся снова. Его энергетическая сила была так велика, что рассеять её быстро невозможно.