Лекція як основна форма викладання зарубіжної літератури у вищому навчальному закладі

Содержание

Слайд 2

Тема 1: Лекція як основна форма викладання зарубіжної літератури у внз

Тема 1: Лекція як основна форма викладання зарубіжної літератури у внз

Слайд 3

1. Лекция в системе форм работы по литературному образованию в ВУЗе.

1. Лекция в системе форм работы по литературному образованию в ВУЗе.
2.

Требования по ведению лекции: исторический и современный аспект.
3. Классификация видов лекции по зарубежной литературе в ВУЗе.
4. Приемы активизации работы на лекции
САМ: подготовить лекцию-презентацию по современной литературе

План:

Слайд 4

Традиционная лекция репродуктивность; монологичность пассивный характер аудитории репродуктивный характер деятельности студентов

Традиционная лекция

репродуктивность;
монологичность
пассивный характер аудитории
репродуктивный характер деятельности студентов
информационный характер

направлена на

формирова-
ние диалогического
сознания будущего
филолога
предполагает диалог не только учителя и ученика, но и диалог сознаний, концепций, мнений, позиций, аргументов. –
развивающий характер.

Черты традиционной и современной лекции

Современная лекция

Слайд 5

научный метаязык (язык описания научных систем) – литературоведческий язык, литературоведческая логика;

научный метаязык (язык описания научных систем) – литературоведческий язык, литературоведческая логика;
преподавание

на филологической основе;
преподавание не на основе информационного подхода, а на основе анализа художественного текста, художественной проблемы;
преподавание должно вестись на основе сопоставления переводов.

Требования к проведению современной лекции по зарубежной литературе:

Слайд 6

Лекция по литературе должна быть научной (в этом отличие от лекции

Лекция по литературе должна быть научной (в этом отличие от лекции

школьной), а значит, аргументирована следующими фактами (формы аргументации):
положения теории литературы;
положения методологии (на основе неомифологизма, историко-культурного процесса);
эстетические течения и школы;
биографические данные: письма, дневники, автобиографии;
оценка современной критики;
сам текст художественный является аргументом на лекции (стиль, авторская позиция);
диссертационные исследования;
особое мнение ученого-лектора на основе проведенных им исследований.

Научность вузовской лекции

Слайд 7

Научный характер научного литературоведческого материала •Освещение материала в русле историко-литературных явлений,

Научный характер научного литературоведческого материала
•Освещение материала в русле историко-литературных явлений, направлений

и течений в литературе и искусстве
Компаративный подход к освещению явлений литературы
Исследование явлений по принципу типологической сходности
Научный, профессиональный метаязык,
Изложение в историко-культурном контексте национальной литературы
Значение для национальной и мировой литературы

Литературоведческий анализ художественного текста
Сопоставление переводов
Эстетическое восприятие текста
Диалогическое поле мнений критики
Литературоведческая аргументация
Позиция автора, биографический подход
Слово – и предмет изучение и средство изучения Бахтин
Текст художественного произведения – главный предмет изучения на лекции

Специфические черты вузовской лекции по зарубежной литературе

Слайд 8

Формы работы лектора чтение; комментарий; цитирование; элементы дискуссии; сопоставления; обобщения; иллюстрирования;

Формы работы
лектора

чтение;
комментарий;
цитирование;
элементы дискуссии;
сопоставления;
обобщения;
иллюстрирования;
презентации;
сопоставление видов искусства;
аргументация;
вербальная реконструкция историко-культурных явлений…

конспектирование;
наблюдение за

конспектом;
прослушивание с заданием;
заполнение таблицы;
просмотр с элементом задания;
элементы дискуссии;
пометки (NB, ссылки и пр.);
перспективные задания;
вопросы к лектору;
зона доработки в конспекте;
самостоятельная работа…

Формы деятельности на лекции лектора и аудитории

Формы работы студентов

Слайд 9

Этап лекции 1. Вступление: связь с предшествующим материалом; объявление темы; цели,

Этап лекции
1. Вступление:

связь с предшествующим материалом;
объявление темы;
цели, задачи;
актуализация, мотивация;
место темы в структуре

курса;
связь с другими литературными курсами;
планлекции;
литература с небольшими комментария

Структура лекции: общедидактические требования

Аспекты лекции

Слайд 10

Этап лекции Основная часть Заключительная часть Выводы Структура обусловлена спецификой материала

Этап лекции

Основная часть
Заключительная часть
Выводы

Структура обусловлена спецификой материала
(См. ниже)
самостоятельная работа

студента (напоминания, особенности, рекомендации к состоятельной работе);
проблемные вопросы, направление научного поиска;
итоги проведения работы;
анонс следующей лекции;
рекомендации (что прочитать перед следующей лекцией
Концепты и тезисы лекции

Структура лекции: общедидактические требования

Аспекты работы

Слайд 11

По организации учебного материала вводная лекция; обзорная лекция; регулярная лекция; обобщающая

По организации учебного материала
вводная лекция;
обзорная лекция;
регулярная лекция;
обобщающая лекция.

проблемно-тематическая лекция;
персональная лекция (посвящена

творчеству отдельного писателя)
проблемно-образная (когда речь сосредоточена на определенном поэтическом аспекте)
лекция по теории литературы;
лекция по истории критики историко-литературная (обзор определенного исторического периода литературы).

Виды лекций по зарубежной литературе

По логике исследования материала

Слайд 12

теоретический аспект проблемы; исторический аспект этой проблемы (история и современное функционирование);

теоретический аспект проблемы;
исторический аспект этой проблемы (история и современное функционирование);
этапы исследования

по этой темы в науке;
структура проблемы/темы в современном литературоведении (например, тема маленького человека (логические компоненты): нравственные, духовные понятия, тема бунта, проблема в историческом аспекте…);
особенности ее реализации с различных национальных литературах, течениях, направлениях или лабораториях писателей;
поэтическая парадигма (например, для темы маленького человека характерны сквозные мотивы), характерные черты этого образа, некие художественные архетипы образа («преступление и наказание», «отцы и дети» и др.);
примеры текстов, авторских подходов, решений;
в качестве выводов по этой части могут быть национальные и индивидуально авторские интерпретации этой проблемы.

Структура проблемно-тематической лекции (основная часть)

Слайд 13

место писателя в литературе (нужно вписать в страну, время, худ эпоху,

место писателя в литературе (нужно вписать в страну, время, худ эпоху,

художественный метод) (– этот пункт относится к исключительно зарубежной литературе);
знакомство с писателем идет через эстетические или философские знаки;
проблема творческого метода (постмодернизм, традиционализм…);
жанровое своеобразие (писатель-романист и пр.);
биография писателя изучается только в аспекте рецепции творчеством писателя (почему пришел и к какому методу, проблеме) – только как ключ к пониманию произведения, метода писателя и пр.;
периодизация творчества;
доминантные темы, проблемы, мотивы, образа;
обзор программных произведения (тех, которые манифестируют метод писателя), анализ важнейших из них, на основе отдельных произведений, эпизодов (текст должен звучать обязательно);
традиции и новаторство писателя;
значение творчества в мировой литературе;
оценка со стороны критики, современников.
вечные образы, идеи и эстетические открытия, предложенные писателем;
проблемы изучения в современной литературе, связанные с творчеством этого автора.

Структура персональной лекции (основная часть)

Слайд 14

1)Структура, сущность ,классификация образов 2)Историко-литературный комментарий, бытование образа в литературе 3)Анализ

1)Структура, сущность ,классификация образов
2)Историко-литературный комментарий, бытование образа в литературе
3)Анализ

заявленного образа (Анализ образа идет в контексте жанра, темы, проблемы, авторского замысла произведения. Разновидность образа: образ-тип, образ-герой, пейзаж, персонаж, одоральные, зрительные, колористические, тактильные, исторические образы, мифопоэтические, нарративные и др..)
4)Анализ образа на основе его типологии в мировой литературе
5)Средства художественной выразительности, с помощью которых этот образ создан (концептуальная метафора, художественный параллелизм и пр.).
6)Значение образа в контексте литературного течения, эстетической принадлежности автору
7)Различное толкование образа с точки зрения различных
8)Значение образа в творчестве писателя, в мировой литературе.
9)Рецепция этого образа в современной литературе.

Структура проблемно-образной лекции (основная часть)

Слайд 15

Цель и задача – исследовать категории на уровне научного литературоведения. В

Цель и задача – исследовать категории на уровне научного литературоведения.
В основе

такой лекции лежит текст научных работ (справочники, энциклопедии, монографии).
Содержательный аспект предполагает такие аспекты:
генезис в науке. (Отвечает на вопрос: кто и когда ввел понятие, сформулировал эту тему или проблему в литературоведении, преемники в науке);
научная семантика – семантическое поле, проблема дефиниции (кто как определяет, константы этого явления, маргиналии этого определения, окказионализмы);
примеры в литературе, в литературной критике;
современные перспективы исследования изучаемой проблемы.

Теоретико-литературная лекция (основная часть)

Слайд 16

Цель – исследование проблем особенностей персоналий, тенденций литературной критики Структурные элементы

Цель – исследование проблем особенностей персоналий, тенденций литературной критики
Структурные элементы

основной части включают аспекты:
время, страна, эпоха, направленность критической литературы (модернистская, психоаналитическая);
литературно-критическая деятельность критика (Белинский, Добролюбов, Герцен);
спектр проблем литературоведения, затронутых критиком, темы и работы критика;
основные научные идеи в области литературной критики ;
вклад в развитие литературно-критической мысли в качестве иллюстративного материала – фрагменты работ с оценкой литературных произведений
оценка критика со стороны других деятелей;
историческая оценка деятельности критика, направления, школы, литературно-критического периода.

Историко-критическая лекция (основная часть)

Слайд 17

Проблемные вопросы Ключевое слово Рефрен Филологическая загадка Обращение к опыту Столкновение

Проблемные вопросы
Ключевое слово
Рефрен
Филологическая загадка
Обращение к опыту
Столкновение мнений
Пауза
Отсрочка в решении задачи
Увлекательный факт
Парадокс
Судьба

прототипа, героя, автора
Список Юнеско, статистика.
Премии
Слово писателя, яркая цитата
Полярные оценки критиков
Мультимедийные технологии и средства

Способы активизации внимания на лекции по зарубежной литературе