Критерии измерения культурных различий

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

На островах пролива Торреса Риверс проверял популярную в то время точку

На островах пролива Торреса Риверс проверял популярную в то время точку

зрения о большем развитии некоторых чувств у «примитивных» народов, чем у людей из индустриальных обществ, в частности о необыкновенной остроте зрения неевропейцев.
Он поддерживал так называемую компенсаторную гипотезу, согласно которой первобытные народы достигли высокого развития перцептивных процессов, но за счет меньшего развития умственных способностей. Иными словами, если слишком много сил затрачивается на ощущение и восприятие, то от этого страдает интеллект.
Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Риверс работал с двумя общеизвестными иллюзиями – Мюллера-Лайера и горизонтально-вертикальной ,

Риверс работал с двумя общеизвестными иллюзиями – Мюллера-Лайера и горизонтально-вертикальной ,

сравнивая восприимчивость к ним жителей Англии, Южной Индии и Новой Гвинеи.
Слайд 7

1. Гипотеза «мира плотников» согласно которой люди, выросшие в западном мире,

1. Гипотеза «мира плотников»
согласно которой люди, выросшие в западном мире, окруженные

множеством прямоугольных по форме предметов (мебель, здания и многое другое), в большей мере подвержены иллюзии Мюллера-Лайера, чем люди из традиционных культур, вокруг которых больше предметов, над которыми не трудился человек («плотник»), а следовательно, более привычные к округлым и неправильным геометрическим формам.
Слайд 8

Мы действительно живем в мире, где многие вещи имеют правильную прямоугольную

Мы действительно живем в мире, где многие вещи имеют правильную прямоугольную

форму, и не осознавая того, ожидаем, что предметы имеют прямые углы. Поэтому мы интерпретируем предметы как прямоугольные, даже если они не формируют прямой угол на А в раннем детстве ребенок, как Гриша, герой одноименного рассказа А. П. Чехова, знает «один только четырехугольный мир, где в одном углу стоит его кровать, в другом – нянькин сундук, в третьем – стул, а в четвертом – горит лампадка».
сетчатке нашего глаза. В иллюзии Мюллера-Лайера мы «видим» прямоугольные фигуры как находящиеся от нас на разном расстоянии и воспринимаем нижнюю линию («более далекую») как более длинную (см. рис.1).
Слайд 9

2. Гипотеза «мира охотников» согласно которой горизонтально-вертикальная иллюзия слабее проявляется у

2. Гипотеза «мира охотников»

согласно которой горизонтально-вертикальная иллюзия слабее проявляется у людей,

которым редко приходится видеть горизонт или смотреть вдаль, например у жителей джунглей, и сильнее у людей, которые живут в среде, где привычны бескрайние просторы.
Горизонтально-вертикальной иллюзии люди подвержены потому, что в нарисованных изображениях вертикальные линии выглядят как горизонтальные, уходящие вдаль. Предполагается, что линия должна быть длиннее, если они находится дальше (см. рис.2).
Слайд 10

В исследовании участвовало почти две тысячи человек из 3 западных и

В исследовании участвовало почти две тысячи человек из 3 западных и

14 «неевропейских» культур. Результаты показали, что европейцы и американцы в большей степени были подвержены иллюзии Мюллера-Лайера, а многие, но не все, неевропейские группы – горизонтально-вертикальной иллюзии. Гипотезы подтвердились, выдержали проверку и результаты, полученные Риверсом в начале нашего века. Прав оказался Херсковиц, и исследователи сделали вывод, что восприимчивость к зрительным иллюзиям зависит от среды, в которой живет человек, т.е. от факторов культуры и экологии.Необходимо отметить, что иллюзии были обнаружены во всех культурах, разница была лишь в степени их проявления.
Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Цвет: кодирование и категоризация

Цвет: кодирование и категоризация

Слайд 16

Отчеты Риверса представляют значительный интерес еще и потому, что количественные данные

Отчеты Риверса представляют значительный интерес еще и потому, что количественные данные

он стремился подтвердить другими методами. Так, изучая цветовое восприятие с помощью аппаратурных методов, он использовал также метод опроса, интересуясь у туземцев, какие цвета они предпочитают, и метод наблюдения, отмечая, в одежде какого цвета люди приходят на праздник.
Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Дистанцированность от власти — восприятие власти, степень, с которой наделённые относительно

Дистанцированность от власти — восприятие власти, степень, с которой наделённые относительно меньшей

властью члены общества, института или организации ожидают и допускают неравномерность распределения власти; для культур с большой дистанцированностью от власти (арабские страны, Латинская Америка, Юго-Восточная Азия, Россия) характерно восприятие власти как наиболее важной части жизни, преклонение перед начальством; для культур с малой дистанцированностью от власти (Австрия, Дания, США, Германия) характерно построение отношений на основе равенства, уважения к личности.

Характеристика культур с высоким и низким уровнем дистанции власти

Слайд 33

Слайд 34

Обособленность (индивидуализм) — как противоположность сплочённости (коллективизму) — тяготение к личностным

Обособленность (индивидуализм) — как противоположность сплочённости (коллективизму) — тяготение к личностным целям, осознание

себя как «я», защита частных интересов, связи между отдельными личностями, не обремененными сильными обязательствами действовать совместно (США); для коллективистской культуры (Латинская Америка) присущи групповые цели, осознание себя как «мы», поддержание отношений, норм.

Характеристика индивидуалистической и коллективистской культуры организации

Слайд 35

Слайд 36

Мужественность - это степень, в которой доминирующими ценностями в обществе считаются

Мужественность - это степень, в которой доминирующими ценностями в обществе считаются

настойчивость, напористость, добывание денег и приобретение вещей и не придается особого значения заботе о людях. Женственность - это степень, в которой доминирующими ценностями в обществе считаются взаимоотношения между людьми, забота о других и всеобщее качество жизни. Измерение <мужественности - женственности> имеет важное значение для определения методов мотивации на рабочем месте, выбора способа решения наиболее сложных задач, для разрешения конфликтов.
Напористость — нацеленность на достижение результата любой ценой; страны с большим значением этого показателя относят к «мужскому типу» (Япония, Италия, Австрия, Мексика, Филиппины), для них характерны такие качества как соперничество, уверенность в себе, целеустремлённость, приверженность материальным ценностям; страны с низким значением (Дания, Норвегия, Швеция) — к «женскому типу», для них характерны почитание взаимоотношений, культурных ценностей, забота о качестве жизни.

Характеристика  «мужских» и «женских» культур

Слайд 37

Слайд 38

Избегание неопределённости (неприятие неопределённости) — степень восприятия и реагирования на незнакомые

Избегание неопределённости (неприятие неопределённости) — степень восприятия и реагирования на незнакомые ситуации;

для стран с большим значением показателя избегания неопределённости типично недопущение неопределённых, неясных ситуаций, стремление к установлению чётких правил поведения, доверие традициям и устоям, склонность к внутригрупповому согласию, нетерпимость по отношению к людям с иной жизненной позицией, образом мышления; для стран с низким показателем избегания неопределённости характерно проявление личной инициативы, приемлемость риска, спокойное принятие разногласий, иных точек зрения.

Характеристика  культур с высоким и низким уровнем избегания неопределенности

Слайд 39

Слайд 40

Стратегическое мышление (краткосрочная или долгосрочная ориентация на будущее) — ориентированность на

Стратегическое мышление (краткосрочная или долгосрочная ориентация на будущее) — ориентированность на решение

стратегических, долгосрочных целей, желание заглядывать в будущее; опрос по данному показателю проводился в 1980-е годы в сотрудничестве с Майклом Бондом среди студентов из 23 стран; для культур с большими значениями этого параметра (Юго-Восточная Азия) характерны расчётливость, упорство в достижении целей, стойкость, для культур с малым значением (Европа) — приверженность традициям, выполнение социальных обязательств.
Слайд 41

Данные по первым четырем измерениям были получены на 50 странах и

Данные по первым четырем измерениям были получены на 50 странах и

3 регионах на базе исследования IBM, а пятое измерение – на 23 странах на базе данных по студентам, собранных Бондом. Значения удаленности власти высоки в романоязычных, азиатских и африканских странах и относительно низки в германоязычных странах.
Индивидуализм превалирует в развитых и в западных странах, а коллективизм  -  в менее развитых и восточных странах; Япония занимает среднюю позицию на этой шкале.
Маскулинность высока в Японии, в некоторых европейских странах, таких как Германия, Австрия и Швейцария, и средневысока в англоязычных странах; в странах Северной Европы и в Нидерландах - низкий уровень маскулинности, и средненизкий – в романоязычных и в Азии (Франция, Испания и Таиланд).
Избегание неопределенности высоко в романоязычных странах, в Японии и германоязычных странах, низка в англоязычных, северных и китайских культурах. Долгосрочная ориентация  чаще всего обнаруживается в странах Восточной Азии, в частности в Китае, Гонконге, Тайване, Японии и Южной Корее.
Слайд 42

Слайд 43

Слайд 44

Слайд 45

В культурах, регулируемых прежде всего стыдом, наказание за незначительные проступки нередко

В культурах, регулируемых прежде всего стыдом, наказание за незначительные проступки нередко

сводилось к публичному увещанию. Если мир в русской деревне считал, что поступки члена общины запятнали репутацию всего селения, то сход занимался его «улещением», как это называлось в Ярославской губернии. Но еще чаще наказание, как и в японских школах, было символическим: наказывали стыдом. В Древней Греции уличенный в клевете должен был носить миртовый венок, а уличенный в трусости – три дня сидеть на площади в женском платье.
Слайд 46

Слайд 47

Слайд 48

Слайд 49

Если в культуре велико значение чувства вины в качестве регулятора поведения,

Если в культуре велико значение чувства вины в качестве регулятора поведения,

действия оцениваются и осуждаются самим человеком в соответствии с интернализованными нравственными нормами, даже когда окружающие на знают о его преступлениях. Суд над человеком, «включая не только его поступки, но и его помыслы», осуществляет совесть как внутренняя моральная инстанция.
Слайд 50

Слайд 51