Восприятие. Физиологическая основа восприятия

Содержание

Слайд 2

Восприятие - психический процесс, приводящий к порождению чувственного образа, структурированного по

Восприятие - психический процесс, приводящий к порождению чувственного образа, структурированного по

определённым принципам и содержащего в качестве одного из исследуемых элементов самого наблюдателя.
Слайд 3

Физиологическая основа восприятия – это совместная деятельность системы анализаторов, функционирующих в едином комплексе.

Физиологическая основа восприятия – это совместная деятельность системы анализаторов, функционирующих в

едином комплексе.
Слайд 4

Восприятие – это синоним латинского термина «перцепция». Оно в буквальном смысле

Восприятие – это синоним латинского термина «перцепция». Оно в буквальном смысле

слова означает чувственное познание предметов окружающего мира и их последующее отражение.
Слайд 5

Свойства и функции восприятия. 1)Активность 2)Историчность 3) Предметность 4) Целостность 5) Константность 6)Осмысленность

Свойства и функции восприятия.
1)Активность
2)Историчность
3) Предметность
4) Целостность
5)

Константность
6)Осмысленность
Слайд 6

Ученные Первая, основанная на научных наблюдениях, теория была выдвинута ассоциативной психологией.

Ученные

Первая, основанная на научных наблюдениях, теория была выдвинута ассоциативной психологией.

Наибольшего влияния ассоциативная теория восприятия достигла во второй половине XIX века. Ее виднейшими представителями были немецкие ученые И. Мюллер (1826), Э. Мах (1865), Г. Гельмгольц (1867), Э. Геринг (1879), В. Вундт (1887), Г. Э. Мюллер (1896) и американский психолог Э. Б. Титченер (1898). 
Слайд 7

Слайд 8

Виды восприятия Восприятие времени Восприятие пространства Восприятие движения

Виды восприятия

Восприятие времени
Восприятие пространства
Восприятие движения

Слайд 9

Развитие восприятие - качественное видоизменение процессов восприятия по мере роста организма

Развитие восприятие - качественное видоизменение процессов восприятия по мере роста организма

и накопления индивидуального опыта - его процесс и результат.
Слайд 10

Факторы Основатель гештальтпсихологии М. Вертгеймер определил факторы, обеспечивающие визуальную группировку элементов и выделение фигуры из фона:

Факторы

Основатель гештальтпсихологии М. Вертгеймер определил факторы, обеспечивающие визуальную группировку элементов

и выделение фигуры из фона:
Слайд 11

Классификация по степени преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное(непроизвольное) восприятие.

Классификация по степени

преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное(непроизвольное) восприятие.

Слайд 12

1) фактор сходства. В фигуру объединяются элементы, сходные по форме, цвету,

1) фактор сходства. В фигуру объединяются элементы, сходные по форме, цвету,

величине, цвету, текстуре и т. д.;
2) фактор близости. В фигуру объединяются близко расположенные элементы;
3) фактор «общей судьбы». Элементы могут объединяться общим характером наблюдаемых в них изменений. Например, если воспринимаемые элементы смещаются или движутся относительно других в одном и том же направлении и с одинаковой скоростью, то они объединяются в фигуру;
Слайд 13

4) фактор «вхождения без остатка». Несколько элементов легко объединяются в фигуру

4) фактор «вхождения без остатка». Несколько элементов легко объединяются в фигуру

тогда, когда не остается ни одного отдельно стоящего элемента;
5) фактор «хорошей линии». Из двух пересекающихся или касающихся линий фигурой становится линия с наименьшей кривизной;
6) фактор замкнутости. Замкнутые фигуры воспринимаются лучше.
Слайд 14

Фигура – это то, что ясно и отчетливо осознается, имеет четкие

Фигура – это то, что ясно и отчетливо осознается, имеет четкие границы

и хорошо структурировано.
Фон же представляет собой нечто неотчетливое, аморфное и неструктурированное.
Слайд 15

Основатель гештальтпсихологии М. Вертгеймер определил факторы, обеспечивающие визуальную группировку элементов и выделение фигуры из фона:

Основатель гештальтпсихологии М. Вертгеймер определил факторы, обеспечивающие визуальную группировку элементов и

выделение фигуры из фона:
Слайд 16

1) фактор сходства. В фигуру объединяются элементы, сходные по форме, цвету,

1) фактор сходства. В фигуру объединяются элементы, сходные по форме, цвету,

величине, цвету, текстуре и т. д.;
2) фактор близости. В фигуру объединяются близко расположенные элементы;
3) фактор «общей судьбы». Элементы могут объединяться общим характером наблюдаемых в них изменений. 
Слайд 17

4) фактор «вхождения без остатка». Несколько элементов легко объединяются в фигуру

4) фактор «вхождения без остатка». Несколько элементов легко объединяются в фигуру

тогда, когда не остается ни одного отдельно стоящего элемента;
5) фактор «хорошей линии». Из двух пересекающихся или касающихся линий фигурой становится линия с наименьшей кривизной;
6) фактор замкнутости. Замкнутые фигуры воспринимаются лучше.