Культура Японии

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Периодизация и общая характеристика японской культуры Дзёмон (япон. букв. эпоха веревочного

Периодизация и общая характеристика японской культуры

Дзёмон (япон. букв. эпоха веревочного орнамента),

получившая свое название по росписи керамики в виде веревочных колец, и
Яён, названная так по месту находок образцов керамики, созданной этой культурой.
Слайд 4

В истории Японии и ее культуры выделяют несколько периодов: курганный период

В истории Японии и ее культуры выделяют несколько периодов:

курганный период

(III-IV вв.)
эпоха Нара (V-VIII вв.)
эпоха Хэйан (VIII-XII вв.)
эпоха Минамото (XIII-XV I вв.), включающая периоды Камакура (XIII-XIV вв.) и Муромати (XIV-XVI вв.)
эпоха Токугава, или период Эдо (XVII-XIX вв.)
Слайд 5

Курганный период Курган императора Нинтоку

Курганный период

Курган императора Нинтоку

Слайд 6

Период Нара Тэнно – император, небесный правитель. В этот период формируется

Период Нара

Тэнно – император, небесный правитель.
В этот период формируется национальная

религия японцев – синтоизм (путь богов). Его составными частями являются культ предков (синто) и обожествление духов (ками).

Император Тэмму

Слайд 7

Эпоха Хэйан Эпоха Хэйан, эпоха реформ, вызвала появление первой постоянной столицы

Эпоха Хэйан

Эпоха Хэйан, эпоха реформ, вызвала появление первой постоянной столицы страны

Хэйдзё-­кё («Столица Цитадели мира») в местности Нара, которая и дала название всему историческому периоду.
Слайд 8

Киото («Мир и Спокойствие»)

Киото («Мир и Спокойствие»)

Слайд 9

Гербы – листья Минамото и бабочка Тайра

Гербы – листья Минамото и бабочка Тайра

Слайд 10

Эпоха Минамото Сёгун Минамото Ёритомо Опору сёгуната составило военно-­феодальное сословие (буси),

Эпоха Минамото

Сёгун Минамото Ёритомо

Опору сёгуната составило военно-­феодальное сословие (буси), особенно личные

вассалы сёгуна. Низшую часть этого сословия составляло мелкое военное дворянство – самураи.
В это время в Японию проникает учение дзен­-буддизм, особенно популярным оно становится в самурайских кругах.
Слайд 11

Ода Нобунага Тоётоми Хидэёси

Ода Нобунага

Тоётоми Хидэёси

Слайд 12

Иэясу Токугава

Иэясу Токугава

Слайд 13

Духовная культура Японии. Религии Японии Синтоизм – древняя японская религия. Практическая

Духовная культура Японии. Религии Японии

Синтоизм – древняя японская религия. Практическая цель

и смысл синтоизма состоят в утверждении самобытности древней истории Японии и божественного происхождения японского народа.
«Кодзики» – это сборник японских мифов о происхождении мира, сказаний о богах и героях, повествует он также о «божественном» происхождении Японии и японцев.
«Нихонги» – описание исторических событий Японии и сведения и биографии легендарных древних императоров.
Слайд 14

Храм Синто

Храм Синто

Слайд 15

Святилища богини Аматэрасу в Исэ

Святилища богини Аматэрасу в Исэ

Слайд 16

Синтоизм сформировал особое мировоззрение, присущее японцам. Оно базируется на пяти основных

Синтоизм сформировал особое мировоззрение, присущее японцам. Оно базируется на пяти основных

концепция:
Первая из них утверждает, что все сущее – результат саморазвития мира, который является саморегулирующимся совершенством, не нуждающимся в каком-то верховном существе (боге).
Вторая – говорит о силе жизни , о том, что все естественное (в том числе и секс) должно уважаться.
Третья концепция подчеркивает единство природы и истории.
Четвертым элементом синтоизма является многобожие.
Пятая идея легла в основу представлений о выделенности японцев.
Слайд 17

Буддизм и буддистская традиция в Японии Буддизм – философско­-религиозная система, которая

Буддизм и буддистская традиция в Японии

Буддизм – философско­-религиозная система, которая

ставила своей целью избавление человека от страданий, которые неизбежны в этой жизни. Буддисты полагают, что человек живет не одну жизнь.
В Японии буддизм распространялся в основном в виде буддизма махаяны.
Школы таинственного буддизма тэндай и сингон поддерживали эту практику.
Слайд 18

Будда Камакура

Будда Камакура

Слайд 19

Дзен­-буддизм стал не только религией, но и образом жизни японцев. Термин

Дзен­-буддизм стал не только религией, но и образом жизни японцев. Термин

«дзен» (кит. чань, инд. дхьяна – сосредоточение, созерцание) означает самоуглубление, в результате которого происходит внезапное озарение – сатори.
Слайд 20

Японские священники – бонзы

Японские священники  – бонзы 

Слайд 21

Бусидо. Кодекс самураев

Бусидо. Кодекс самураев

Слайд 22

В Средние века сложился оригинальный обычай сэппуку (харакири). Термин «харакири» составлен

В Средние века сложился оригинальный обычай сэппуку (харакири). Термин «харакири» составлен

из двух слов: хара (живот, душа) и кири (резать). По своей сути харакири – не простой поступок самоубийства, а форма выражения чести и преданности самурая своему сюзерену.
Слайд 23

Художественная культура Японии

Художественная культура Японии

Слайд 24

Японская архитектура Традиционные японские дома

Японская архитектура

Традиционные японские дома

Слайд 25

токонома – ниша у неподвижной стены

токонома – ниша у неподвижной стены

Слайд 26

Буддийский храм-пагода

Буддийский храм-пагода

Слайд 27

Храм Тодайдзи

Храм Тодайдзи

Слайд 28

Храмовый комплекс Хорюдзи в Наре

Храмовый комплекс Хорюдзи в Наре

Слайд 29

Храм Удзи­-Бёдоин

Храм Удзи­-Бёдоин

Слайд 30

Императорский дворец в Киото

Императорский дворец в Киото

Слайд 31

Замок Белой Цапли

Замок Белой Цапли

Слайд 32

Павильоны для чайных церемоний

Павильоны для чайных церемоний

Слайд 33

Сад камней в Като, Хиого

Сад камней в Като, Хиого

Слайд 34

Сад камней храма Рёан-дзи

Сад камней храма Рёан-дзи

Слайд 35

Ро-дзи, ведущий к тясицу Сейгецу в храме Исэ

Ро-дзи, ведущий к тясицу Сейгецу в храме Исэ

Слайд 36

Японская скульптура Дзётё. Будда Амида из Бёдо-ина

Японская скульптура

Дзётё. Будда Амида из Бёдо-ина

Слайд 37

Будда Вайрочана в храме Тодай-дзи. Высота: 14,98 метров Лицо: 5,33 метров

Будда Вайрочана в храме Тодай-дзи.
Высота: 14,98 метров
Лицо: 5,33 метров
Глаза: 1,02 метров
Нос:

0,5 метров
Уши: 2,54 метров
Вес: 500 тонн
Слайд 38

Скульптурное изображение Каннон

Скульптурное изображение Каннон

Слайд 39

Агё, один из двух гвардейцев на фронтоне храма Тодай-дзи в Наре

Агё, один из двух гвардейцев на фронтоне храма Тодай-дзи в Наре

Слайд 40

Катабори – самый известный вид нэцкэ, компактная резная скульптура, которая может

Катабори – самый известный вид нэцкэ, компактная резная скульптура, которая может

изображать людей, животных, многофигурные группы. Характерна для зрелого периода истории нэцкэ (конец XVIII – начало
XIX в.).
Слайд 41

Маска – самая большая после катабори категория, часто являлась уменьшенной копией

Маска – самая большая после катабори категория, часто являлась уменьшенной копией

маски но, по своим свойствам сходна с катабори
Слайд 42

Нэцкэ, изображающее Хотэя, слоновая кость, современная работа

Нэцкэ, изображающее Хотэя, слоновая кость, современная работа

Слайд 43

Японская живопись Образец японской каллиграфии

Японская живопись

Образец японской каллиграфии

Слайд 44

Свиток Фудзивары Нобудзанэ, XIII в.

Свиток Фудзивары Нобудзанэ, XIII в.

Слайд 45

Портрет Минамото но Ёритомо, 1179 г.

Портрет Минамото но Ёритомо, 1179 г.

Слайд 46

Утамаро. Три знаменитые красавицы

Утамаро. Три знаменитые красавицы

Слайд 47

Сэссю. Осенний пейзаж

Сэссю. Осенний пейзаж

Слайд 48

Тоса Мицуоки (1617-1691), совместно с сыном Мицунари (1646-1710), Перепела и хризантемы.

Тоса Мицуоки (1617-1691), совместно с сыном Мицунари (1646-1710), Перепела и хризантемы.

Слайд 49

Судзуки Харунобу. «Две женщины на веранде». Цветная гравюра на дереве. Ок. 1750.

Судзуки Харунобу. «Две женщины на веранде». Цветная гравюра на дереве. Ок.

1750.
Слайд 50

Тосюсай Сяраку. Актёр театра кабуки Отани Онидзи в роли Якко Эдобэя.

Тосюсай Сяраку. Актёр театра кабуки Отани Онидзи в роли Якко Эдобэя.

1794. Из серии «Портреты актёров трёх театров Эдо».
Слайд 51

Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве, 1823-1831

Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве,
1823-1831

Слайд 52

Японская литература Кодзики, манускрипт Синпукудзи-бон

Японская литература

Кодзики, манускрипт Синпукудзи-бон

Слайд 53

Иллюстрация к Гэндзи-моногатари, приписывается Тоса Мицуоки (1617-1691)

Иллюстрация к Гэндзи-моногатари, приписывается Тоса Мицуоки (1617-1691)

Слайд 54

Портрет Басё работы Ёсы Бусона * * * Я банан посадил

Портрет Басё работы Ёсы Бусона

* * *
Я банан посадил –
И

теперь противны мне стали
Ростки бурьяна…
* * *
Парящих жаворонков выше, –
Я в небе отдохнуть присел,
На самом гребне перевала.
Перевод Веры Марковой
Слайд 55

Японский национальный театр Труппа саругаку на мацури в храме Касуга тайся в Наре

Японский национальный театр

Труппа саругаку на мацури в храме Касуга тайся в

Наре
Слайд 56

Сцена из спектакля но. Иллюстрация

Сцена из спектакля но. Иллюстрация

Слайд 57

Маски театра но

Маски театра но

Слайд 58

Асикага Ёсимицу – сёгун, покровительствовавший но

Асикага Ёсимицу – сёгун, покровительствовавший но

Слайд 59

Театр кукол дзёрури Куклы Бунраку

Театр кукол дзёрури

Куклы Бунраку

Слайд 60

Театр Кабуки Артисты кабуки изображают бой самураев

Театр Кабуки

Артисты кабуки изображают бой самураев

Слайд 61

Основоположница театра кабуки Идзумо-но Окуни

Основоположница театра кабуки
Идзумо-но Окуни

Слайд 62

Создание икебаны в Ооку. Хасимото Тиканобу, 1895-1808

Создание икебаны в Ооку. Хасимото Тиканобу, 1895-1808

Слайд 63

Икебана Стиль морибана

Икебана

Стиль морибана

Слайд 64

Мидзуно Тосиката. «Место встречи» (из серии «Барвинки чайной церемонии»). XXIX год

Мидзуно Тосиката. «Место встречи» (из серии «Барвинки чайной церемонии»). XXIX год

Мэйдзи (1896). Цветная гравюра на дереве.
Слайд 65

Чайный домик Энсинтэй в саду Соракуэн, Кобе, префектура Хёго.

Чайный домик Энсинтэй в саду Соракуэн, Кобе, префектура Хёго.

Слайд 66

Внутри чайного домика (Музей искусства Дальнего Востока, Берлин)

Внутри чайного домика (Музей искусства
Дальнего Востока, Берлин)