Философия эпохи Возрождения

Содержание

Слайд 2

Вопрос 1. Особенности эпохи Возрождения. Возрождение (франц. renaissance - возрождение) называется

Вопрос 1. Особенности эпохи Возрождения.

Возрождение (франц. renaissance - возрождение) называется переходный

период от средних веков к Новому времени, охватывающий несколько столетий (XIV – XVI вв.), когда феодальное общество в его экономических, социальных, политических, духовных формах уже исчерпало себя, а новый буржуазный строй еще не утвердился.
Видными мыслителями этого периода являются: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Вало, Николай Кузанский, Пико дела Мирандола, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Эразм Роттердамский, Никколо Макиавелли, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Мишель де Монтень и др.
Слайд 3

Для этой эпохи характерно: Для этой эпохи характерно: 1.Становление простого товарно-денежного

Для этой эпохи характерно:

Для этой эпохи характерно:
1.Становление простого товарно-денежного хозяйства.
2.Возрастание социальной

и политической роли городов, где процветает труд ремесленников.
3.Развитие торговли и банковского дела.
4.Появление мануфактуры.
5.Появление первых парламентов.
6.Возникновение светской культуры:
а) пересмотр взглядов средневековья, но не разрыв;
б) возврат к ценностям античной культуры;
в) формирование на этой основе нового мировоззрения;
г) новая культура устремлена к человеку (средневековая – к Богу).
Слайд 4

Основные направления философии эпохи Возрождения: Гуманистическое (литературное): Данте Алигьери, Франческо Петрарка,

Основные направления философии эпохи Возрождения:

Гуманистическое (литературное): Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо

Валла и др.) ;
Неоплатоническое (Н. Кузанский, Парацельс и др.) – развивали идеи Платона;
Натурфилософское (философия природы)
Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей;
Реформационное (Мартин Лютер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский и др.);
Политическое (Николо Макиавелли);
Утопическо-социалистическое (Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.).
Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Вопрос 2. Основные идеи и особенности периодов Возрождения В философии Возрождения

Вопрос 2. Основные идеи и особенности периодов Возрождения

В философии Возрождения выделяют


3 периода:
I - раннее Возрождение (XIV – XV вв.);
II - период расцвета или Высокое Возрождение (XV – начало XVI вв.);
III - позднее Возрождение (XVI в.).
Слайд 9

Идеи и особенности Раннего Возрождения. Христианское вероучение дополняется философскими идеями античности.

Идеи и особенности Раннего Возрождения.

Христианское вероучение дополняется философскими идеями античности.
Сформирован основной

принцип антропоцентризма – человек всесторонне развитый, деятельный, в определённом смысле равновеликий Богу, становится центром мира и нравственным идеалом.
Мыслители сосредоточены на решении моральных и социальных проблем.
Набирает силу антиклерикализм (греч. anti - против и лат. clericalis – церковный), движение против привилегий церкви и духовенства, но не против самой религии.
Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Вопрос 3. Философия Высокого Возрождения. 1.Философская мысль очищается от схоластики. Схола́стика

Вопрос 3. Философия Высокого Возрождения.

1.Философская мысль очищается от схоластики. Схола́стика

(греч. σχολή — «свободное время, досуг, школа» греч. σχολαστικός — «учёный», scholia — «школа») — систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
2.Начинается процесс секуляризации философии (лат. saecularis – мирской, светский) – освобождение от религиозного влияния.
3.Упрочняется принцип антропоцентризма. Антропоцентри́зм (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — ненаучное идеалистическоевоззрение, согласно которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
4.Утверждается органицизм – природа рассматривается как огромный единый организм. Возникают натурфилософские идеи (лат. natura – природа) истолкование природы как единой целостности.
5.Утверждается пантеизм – (гр. pan – все + theos – Бог) – течение, где Бог рассматривается не как личность, а сверхличность, существующая в единстве с природой (Бог во всем). Природа сплошь пронизана магическими силами – вплоть до неодушевленных стихий.
Слайд 15

Слайд 16

Вопрос 4. Философия Позднего Возрождения. Особенности периода – возник новый тип

Вопрос 4. Философия Позднего Возрождения.

Особенности периода – возник новый тип

философского мышления. Для него характерно критическое переосмысление роли и места человека в мироздании. Основная причина – открытия в области естественных наук, в результате которых человек из центральной фигуры Вселенной превращается в незаметную песчинку мироздания, затерянную в бесконечном мировом пространстве.
В связи с этим:
-усиливаются позиции пантеизма;
-преобладают материалистические тенденции;
-проявляется интерес к опытному знанию, благодаря открытиям Коперника, Кеплера, Галилея.
Слайд 17

Область космологии В области космологии, (что и явилось причиной обвинения его

Область космологии

В области космологии, (что и явилось причиной обвинения его в

ереси)
1.Природа и Вселенная бесконечна и бесконечно множество ее миров.
2.Бесчисленные миры имеют внутренним движущим источником универсальную мировую душу, а не Божественную всемогущность.
3.Бесчисленным мирам присущи различные формы чувственной и разумной жизни.
4.Утверждается физическая однородность земного и небесного.
5.Верховной субстанцией есть «монада монад» или Бог. Все противоположности совпадают в одной неделимой точке – Боге. Это такое целое, которое существует во всех единичных вещах мира.
Слайд 18

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ БРУНО Решительно высказывался против абсолютизации любых авторитетов: «Низко думать

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ БРУНО

Решительно высказывался против абсолютизации любых авторитетов: «Низко думать чужим

умом, глупо верить по обычаю, бессмысленно соглашаться с мнением толпы»;
Цель познания – получение определенных знаний;
Процесс постижения истины складывается постепенно, на основе деятельности чувств, рассудка, разума и ума:
а) чувства нужны, чтобы «возбуждать разум»;
б) рассудок осмысливает чувственную информацию;
в) разум или интеллект проникает в высшие тайны природы;
Решая проблемы соотношения разума и веры, Бруно придерживается концепции двойственности истины.
В учении о человеке отстаивает концепцию единой субстанции.
Тело «ниже» души, но ей необходимо в качестве существования.
Душа «выше» тела, но необходима для тела в качестве разумного начала.
Учение Бруно внесло огромный вклад в преодоление средневекового мировоззрения и явилось существенным шагом к мировоззрению Нового времени. Бескомпромиссная жизнь Джордано Бруно стала легендой.
Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Тициан Вечеллио. Картина «Даная».

Тициан Вечеллио. Картина «Даная».