Религиозный состав населения. Культура, быт, нравы и обычаи в США

Содержание

Слайд 2

Тема №2. Социальная и национально-психологическая нарактеристика населения

Тема №2. Социальная и национально-психологическая нарактеристика населения

Слайд 3

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ Учебный вопрос № 1. Религиозный состав населения Учебный вопрос

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

Учебный вопрос № 1. Религиозный состав населения
Учебный вопрос № 2.

Культура, быт, нравы
и обычаи
Слайд 4

ЛИТЕРАТУРА: Бардина Г.И. США: история, география и традиции.-М.: Айрис-пресс, 2013. Богораз

ЛИТЕРАТУРА:

Бардина Г.И. США: история, география и традиции.-М.: Айрис-пресс, 2013.
Богораз В.Г..USA:

Люди и нравы Америки. –М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011.
Иванян Э.А. История США. Пособие для вузов. -М.; Дрофа, 2008.
Иванян Э.А. История США. Хрестоматия. -М.; Дрофа, 2007.
Крысько В.Г. Этническая психология : учебник для бакалавров. – М.: Изд-во Юрайт, 2014.
Слайд 5

Учебный вопрос № 1. Религиозный состав населения


Учебный вопрос № 1. Религиозный состав населения

Слайд 6

Религиозный состав населения США За счет иммиграции в США представлены почти

Религиозный состав населения США

За счет иммиграции в США представлены почти все

религии мира. В стране функционирует более 2000 различных вероисповедных объединений.

Среди протестантов наиболее распространенным является баптизм (22%). Католицизм исповедуют в основном потомки иммигрантов из католических стран Европы.

Среди нехристианских религий наиболее распространены иудаизм и мусульманство.

Слайд 7

Слайд 8

Большинство легальных иммигрантов в США по-прежнему составляют христиане, однако их доля

Большинство легальных иммигрантов в США по-прежнему составляют христиане, однако их доля

в общем числе приезжих сократилась с 68% в 1992 году до 61% в 2012.

За тот же период число мигрантов, принадлежащих к религиозным меньшинствам, возросла с 19% до 25%. В два раза выросло число иммигрантов-мусульман (5% в 1992 году против 10% в 2012 году) и индуистов (3% против 6%).

Число буддистов при этом несколько сократилось (7% в 1992 году, 6% в 2012), а доля иммигрантов, не причисляющих себя ни к какой конфессии (атеисты, агностики и люди, не имеющие определенных религиозных взглядов) остается относительно стабильной (около 14% в год).

Религия и миграция

Слайд 9

В настоящее время в стране действуют более 1 200 конфессий и

В настоящее время в стране действуют более 1 200 конфессий и

общин. Из наиболее известных можно назвать церковь «Учеников Христа» (основана в начале XIX в.), «Церковь Иисуса Христа последних дней» (мормоны, основана в 1830 г.), «Адвентистов Седьмого дня» (основана 1863 г.), «Свидетелей Иеговы» (основана в 1872 г.).

Католики (около трети американского населения) подчиняются Риму, но в каждом церковном округе отличаются друг от друга. Около 6 млн. евреев состоят в одной из трех общенациональных религиозных организаций (Ортодоксальной, Консервативной, Реформистской).

Большинство протестантских общин европейского происхождения — баптисты, методисты, лютеране, В религиозной жизни США представлены пресвитерианская, епископальная, различные восточные церкви (православные), менониты, реформисты, униаты, квакеры, различные братства.

Религиозный состав населения США

Слайд 10

Определение Под религией в широком смысле этого слова понимается важнейший и

Определение

Под религией в широком смысле этого слова понимается важнейший и наивысший

элемент духовной культуры человека, выражающий его отношение к божественному, его веру в единого Бога (монотеизм) или несколько божеств (политеизм).

Религия в узком смысле слова (конкретная религия) - это своего рода социальный организм, имеющий общее происхождение, характеризующийся определенной догматической, культовой, организационной спецификой и не сводимый к более крупным организмам подобного же характера.

Христианство, ислам, буддизм, иудаизм, мандеизм, зороастризм, йезидизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, а также несколько так называемых новых религий, возникших, в отличие от перечисленных, сравнительно недавно - в XIX - XX вв. (бахаизм и др.).

Слайд 11

В связи с тесным сосуществованием разнообразных сект, начала формироваться религиозная терпимость

В связи с тесным сосуществованием разнообразных сект, начала формироваться религиозная терпимость

Вирджиния

поначалу ассоциировалась с новой англиканской церковью, затем с баптистами и методистами. Мэриленд был основан как рай для католиков. В Пенсильвании и Нью-Йорке было много лютеран и других более мелких немецких протестантских групп, а также членов Общества друзей или квакеров. Новая Англия стала обителью различных пуританских групп.

На севере, где впоследствии возникли штаты Мэн, Вермонт и канадская провинция Квебек, существенным влиянием пользовались французские католики.

Слайд 12

Выполнение задач по защите религиозных прав, определенных Конституцией США и Биллем

Выполнение задач по защите религиозных прав, определенных Конституцией США и Биллем

о правах, лежало на правительстве и обществе. Тем не менее, существовали предосудительное отношение к мормонам и индейцам.

Истребление германскими нацистами евреев во времена Гитлера (Холокост) заставило многих американцев задуматься об отношении к евреям даже в США.
Выдвижение кандидатуры католика Джона Ф. Кеннеди на пост президента США в 1960 г. поставило перед страной новые вопросы, связанные с религиозной терпимостью.

Слайд 13

Имперские войны в Европе оказали значительное влияние на формирование религиозного ландшафта

Имперские войны в Европе оказали значительное влияние на формирование религиозного ландшафта

Америки девятнадцатого - начала двадцатого века.

Новые группы иммигрантов из Азии и Латинской Америки принесли в США свои культурные и религиозные ценности, что значительно способствовало росту ислама и оказало важное влияние на американский католицизм.

На сегодняшний день складывается сложная картина религиозной принадлежности населения в США. По обилию сект и самостоятельных церковных организаций эта страна стоит на первом месте в мире

Слайд 14

Католицизм и протестантство Наибольшее число последователей имеет Римская католическая церковь (52

Католицизм и протестантство

Наибольшее число последователей имеет Римская католическая церковь (52 млн

человек). Потомки выходцев из Ирландии, Италии, Польши и других стран с преимущественно католическим населением.
Среди униатов резко преобладают греко-католики: в подавляющем большинстве это украинцы (около 550 тыс.), а также арабы-мелькиты (55 тыс.).
Крупнейшую группу среди протестантов США образуют баптисты. Полноправных членов баптистских общин -25,5 млн.

Из девяти методистских церковных организаций особое место занимает Объединенная методистская церковь, к которой относится подавляющее большинство американских методистов (9460 тыс.).
В США есть ряд церковных организаций старокатоликов (63 тыс. членов).
Кроме того, в стране имеется также Польская национальная католическая церковь (282 тыс.), являющаяся по вероучению старокатолической.

Слайд 15

Последователей православия в Соединенных Штатах — 4,2 млн. человек. армяно-григориане (епархии

Последователей православия в Соединенных Штатах — 4,2 млн. человек.
армяно-григориане (епархии Армянской

церкви в Америке — 550 тыс. последователей
копты (Коптская православная церковь - 100 тыс.)
якобиты (Сирийская православная церковь Антио-хии - 50 тыс.).
несториане (Церковь Востока - 5 тыс.).

Церковь Иисуса Христа святых наших дней (2811 тыс.) и Реорганизованная церковь Иисуса Христа святых наших дней (190 тыс.).
Из нехристианских религий в США широко представлен иудаизм.
В стране — 5921 тыс. иудаистов.

Слайд 16

В США Ислам представлен тремя основными группами: Афроамериканцы Мусульмане с с

В США Ислам представлен тремя основными группами:
Афроамериканцы
Мусульмане с с Ближнего и

Среднего Востока
Мигранты из Пакистана, Индии и Бангладеша

В Америке, Ислам ежегодно растет на 6%. Самым быстрорастущим сегментом Ислама в США являются белые американцы, и 80-85% всех мусульман США относят себя к бывшим христианам.

Мусульманская община в Америке продолжает неуклонно расти — увеличивается количество мечетей (сейчас в стране их около 1500) и мусульманских школ (в США их насчитывается около 550), которые в последнее время стали очень популярными в США.

Буддисты — 60 тыс., часть японцев и китайцев, а также небольшая группа лиц европейского происхождения

Слайд 17

Хотя большинство респондентов твердо придерживаются мнения, что человек может быть хорошим

Хотя большинство респондентов твердо придерживаются мнения, что человек может быть хорошим

и нравственным и не веря в Бога, стабильное большинство (61%) заявляет, что демократия не может выжить без широко распространенной веры в Бога или какую-либо высшую сущность.

Стабильна доля американцев (40%), еженедельно посещающих церковь или синагогу. Семь из десяти американцев считают себя принадлежащими к той или иной церкви.

Фраза "InGodWeTrust" ("В Бога мы веруем") - национальный девиз США с 1956 года. В 1864 году она была впервые отчеканена на двухцентовой монете США, а с 1957 года ее можно увидеть на всех монетах и купюрах Соединенных Штатов Америки.

Слайд 18

Чем более образованно население страны, тем менее оно религиозно, и тем

Чем более образованно население страны, тем менее оно религиозно, и тем

меньше люди участвуют в религиозной деятельности. США уникальны в том плане, что при высоком уровне образованности населения уровень религиозности в стране также высок.

Девять из десяти принадлежащих к церквам (92%) делают пожертвования на благотворительные цели, тогда как в другой категории это делают лишь семь из десяти (71%). Восемь из десяти принадлежащих к церкви (78%) дают какие-либо вещи, одежду или другую собственность благотворительным организациями, среди не принадлежащих к ним эта доля составляет две трети (66%).

Слайд 19

Религиозные организации играют очень важную роль в американском обществе. В Америке

Религиозные организации играют очень важную роль в американском обществе.
В Америке наблюдается

распространение разнообразных небольших групп, члены которых регулярно встречаются, чтобы заботиться друг о друге, делиться друг с другом своими проблемами и заботами.

Некоторые такие группы склонны культивировать "духовность" по принципу "сгодится все, что угодно". Однако существуют и другие группы, часто связанные с религиозными сообществами, которые не только дают утешение своим участникам, но и ставят перед ними серьезные задачи, которые помогают людям в вере и призывают их быть открытыми и честными друг с другом.

Слайд 20

Наиболее заметными переменами в религиозной жизни нации за последние 60 лет

Наиболее заметными переменами в религиозной жизни нации за последние 60 лет

- период, отмеченный современными научными социологическими исследованиями, стал всплеск интереса к религии после Второй мировой войны, рост посещаемости церквей, более активное знакомство с Библией, рост пожертвований на церкви и широкое строительство церквей.

Подъем продолжался до конца 50-х-начала 60-х годов, а затем началось падение интереса к религии и религиозной деятельности. Сегодня по некоторым показателям падение прекратилось, а по другим показателям наблюдается даже перелом.

Слайд 21

Распределение религиозной принадлежности среди расовых и этнических групп США:

Распределение религиозной принадлежности среди расовых и этнических групп США:

Слайд 22

Слайд 23

Учебный вопрос № 2. Культура, быт, нравы и обычаи


Учебный вопрос № 2. Культура, быт, нравы и обычаи

Слайд 24

Культура, быт, нравы и обычаи народов США

Культура, быт, нравы и обычаи народов США

Слайд 25

Культура США формировалась под влиянием этнического и расового многообразия страны. Значительное

Культура США формировалась под влиянием этнического и расового многообразия страны. Значительное

влияние на неё оказали выходцы других стран:
Ирландия
Германия
Польша
Италия
потомки африканских рабов
американские индейцы
коренные жители Гавайских островов.
(!) решающий вклад сделала культура выходцев из Англии (English, правовая система и другие культурные достижения).
Что же еще относится к культуре?
кино, TV, блюз, джаз, рэп и рок - фундамент мировой массовой культуры.
Именно в США впервые появился интернет, массовый автомобиль, получили развитие информационные технологии.
Будучи ведущей экономической и военной державой мира, она во многом определяет образ жизни остального человечества.
Слайд 26

Быт - сфера внепроизводственной социальной жизни, включающая как удовлетворение материальных потребностей

Быт - сфера внепроизводственной социальной жизни, включающая как удовлетворение материальных потребностей

людей в пище, одежде, жилище, лечении и поддержании здоровья, так и освоение человеком духовных благ, культуры, человеческое общение, отдых, развлечения.
В широком смысле Быт - уклад повседневной жизни.
Быт оказывает влияние на области социальной жизни (на труд, настроение и поведение людей).
Какие различают виды?
Общественный.
Городской.
Сельский.
Семейный.
Индивидуальный.
Структура Быта может рассматриваться с т. зрения соотношения: материальной и духовной сторон; социального и индивидуального аспектов; видов затрат времени и деятельности (удовлетворение физиологических потребностей, бытовой труд, досуг); типов социального объединения и общения (семья, соседство, товарищеские компании, молодёжные группы и т.д.).
Под влиянием социальных, а также географических условий у различных народов вырабатывается комплекс приёмов, обычаев, обрядов, связанных с удовлетворением потребностей.
Слайд 27

Нравы - обычаи, имеющие нравственное значение. Исходят из норм, которыми люди

Нравы - обычаи, имеющие нравственное значение. Исходят из норм, которыми люди

руководствуются в отношениях между собой и с обществом, при условии, что эти нормы не вводятся принудительными предписаниями власти или закона или являются результатом влияния религиозных догм, а регулируются традициями.
Когда последние упорядочивают политическую (отношение к власти), умственную (отношение к Богу и культу), экономическую (отношение к природе, ее дарам и пр.) стороны жизни, то такие нормы относят к моральным и нравственным обычаям.
Значение нравов в историческом процессе - запечатлевают нравственный прогресс, уже достигнутый, превращаясь в навык. Власть нравов над толпой огромна, и действия немалой части человечества регулируются именно господствующими в данное время нравами. При росте уровня цивилизации и нравственности смягчаются и нравы. И наоборот при деградации нравов идет увеличении актов насилия, в ослаблении солидарности между членами.
Слайд 28

Обычай - унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе

Обычай - унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе

или социальной группе и является привычным для их членов.
В чем разница между терминами «Обычай», «традиция» и «обряд» («ритуал»)?
Традиции охватывают гораздо больший значений.
«Обычай» ограничивается определенными обществами или областями общественной жизни, а так же может быть средством практического преобразования и использования различных объектов.
Обряд же только разновидность «Обычая», символ определенных социальных отношений.
Из-за размеров страны и многонациональной "эмигрантской среды" США сложно выделить какую-то единую модель поведения, несмотря на усиленную пропаганду "общечеловеческих ценностей«.
(!) Таким образом, универсальной американской культуры не существует.
Однако есть целый набор стереотипов, как навязанных политическими структурами, так и естественных.
Пример клише – в США существует "бесклассовое" общество. (но это верно лишь в понимании класса, которое традиционно используется в Европе или Азии, где принадлежность к тому или иному социальному слою еще при рождении в значительной степени определяет социальное положение в дальнейшем).
Действительно, в США можно "свободно перемещаться" между социальными группами лишь изменяя свой финансовый статус, так как наличие $$$ определяют принадлежность к "касте". Именно отсюда берет начало "американская мечта" и еще один штамп - об особой демократичности американского общества и "потрясающих свободах".
Однако в силу наличия сформировавшейся еще в ХХ веке "молодой аристократии" и специфической модели развития американского общества, неравенство в социально-экономическом статусе богатых и бедных здесь ничуть не меньше, чем любой другой стране мира.
Слайд 29

Культура Также верно и что, что жители США более материалистичны и

Культура
Также верно и что, что жители США более материалистичны и индивидуалистичные,

что справедливо и для любого другого развитого общества. Уровень достатка и внешняя независимость здесь превращены в настоящий культ, но признаки благосостояния открыто не демонстрируются (по крайней мере, эта черта явно скромнее, чем во многих наших мегаполисах).
Сдерживающий фактор - развитое гражданское общество и мощнейший институт общественного мнения.
Огромное значение имеет и специфическое американское законодательство (мощнейший государственный аппарат, архаичная выборная система эшелонов власти, превосходно развитая юриспруденция, сложнейший свод законов и обширная система подзаконных актов).
С другой стороны - либеральная федеральная система (с огромными полномочиями отдельных штатов, развитый институт гражданских прав и свобод, свободное развитие различных общественных, политических и религиозных организаций, а также мощный общественный контроль за многими аспектами жизни государства).
Эта сложнейшая "мозаика" различных свобод и ограничений и приводят к образованию характерного американского менталитета.
Также нету речи о единой системе, каждый штат индивидуален по-своему.
Слайд 30

США являются одной из наиболее религиозных из промышленно-развитых стран планеты (представлены

США являются одной из наиболее религиозных из промышленно-развитых стран планеты (представлены

практически все конфессии планеты, действующих без ограничений, а это приводит к смешению религиозных культур.
Официальные данные:
протестантизм - около 50%.
католицизм - 20% и другие ветви христианства.
атеисты - более 30%.
Мало кто из американцев рискнет утверждать, что характерные элементы их культуры раскритикованы по всему миру, это не имеет для него никакого значения.
Страсть к автомобилям и отличная дорожная сеть, Голливуд, кантри, блюз, джаз, рок или рэп, баскетбол и бейсбол, хоккей и гольф, пиво и кока-кола, барбекю и фастфуд, особое отношение к современным эмигрантам при воспевании культа эмиграции первой волны - все это имеет место быть.
Жизнь и быт американцев гораздо сложнее и довольно отдаленно соответствуют различным клише, сформированным за многие годы.
Слайд 31

"Средний американец" чаще всего вполне радушен и гостеприимен, с интересом относится

"Средний американец" чаще всего вполне радушен и гостеприимен, с интересом относится

к жизни в других странах и их обычаям, однако является ярым патриотом своей страны.
Следует учитывать сложный многонациональный состав местного общества. Поэтому требования к одежде, еде, поведению в обществе может разниться.
Для иностранного туриста большое значение имеет общая толерантность местного общества (особое уважение американцев к семейным и историческим ценностям, к правам и свободам гражданина, вечная тяга к чему-то новому, а также потрясающая уверенность жителей США в том, что именно их нация имеет все самые лучшие и передовые черты в сочетании с непрекращающейся борьбой за свои права и свободы или за сохранение традиционных ценностей). Столь сложное сочетание черт и создает этот неповторимый "рисунок" местного менталитета и образа жизни.
История насчитывает едва триста лет. При этом они поддерживают множество исторических памятников, которые уважают.
Столь же большое внимание уделяется охране природы и поддержке международных экологических организаций (и это притом, что США являются крупнейшим "поставщиком" экологически опасных веществ в мире), стремление к участию в политической жизни страны и общественной деятельности (США занимают первое место в мире по числу всевозможных комитетов и общественных организаций), широкое участие во всевозможных "проектах" - от международных гуманитарных программ и исследовательских работ до каких-то местных общественных работ, вроде очистки прудов или озеленения улиц.
Слайд 32

Еще одна черта - "прайвеси". Понятие частной жизни и права независимого

Еще одна черта - "прайвеси". Понятие частной жизни и права независимого

существования незыблемы, как и право частной собственности.
Но только до определенного предела, который устанавливается не законами (хотя и ими тоже), а сложившимся укладом жизни и балансом интересов по отношению друг к другу ("не лезь ко мне, и я не потревожу тебя").
Отсюда берет начало множество столь бросающихся в глаза черт в поведении, вроде отсутствия очередей (даже если таковые случаются, то люди в них часто стоят на очень большом удалении друг от друга, как бы стараясь не вторгаться в сферу чужих интересов), обилия пустых мест в ресторанах и кафе при полностью занятом зале (подсаживаться за чужой столик без приглашения не принято даже при наличии за ним большого количества свободных мест), полного безразличия к чужому внешнему виду или привычкам и даже отсутствия полноценных заборов между соседними домами или участками и т.д. Отсюда же вытекает неприязнь американцев к случайным знакомствам, активно скрываемая за общей дружелюбностью поведения.
Американцы ценят пунктуальность и "живут по расписанию", не уступают кому-либо место в общественном транспорте, не снимают головной убор и обувь при входе в помещение, не дарят подарков при посещении чужого дома, но обязательно предварительно согласуют свой визит, даже если хозяин и гости хорошо знакомы.
Хотя многие обычаи и традиции заметно различаются у представителей различных этнических групп, американцы крайне терпимы к проявлению чужих культур. Также характерной привычкой жителей США при общении является сокращение всех имен собеседников до их американского аналога, независимо от статуса собеседника и его воззрений на сей процесс (в целом американцы придерживаются довольно панибратского тона в общении с любым человеком, с которым мало-мальски знакомы, но редко позволяют себе "вольности" с незнакомыми людьми).
Слайд 33

Кулинария США Ее уровень достаточно высок, а в хороших ресторанах не

Кулинария США
Ее уровень достаточно высок, а в хороших ресторанах не

уступает лучшим международным традициям.
Поведение за столом соответствует европейским нормам (причем много внимания уделяется правильной сервировке стола и его оформлению, набору блюд и напитков, интерьеру заведения и его репутации, но останется потрясающе равнодушным к соблюдению каких бы то ни было канонов в случае, если он один или считает себя таковым).
Издавать при еде какие-то звуки считается крайне неприличным.
Большое внимание этикету (основы преподают во многих школах), а чистота в помещениях (и в туалетах!) идеальная.
В США вилка не в левой руке, а в правой.
Во многих ресторанах и кафе оставлять что-либо на столе не принято - чаще всего все несъеденное будет упаковано в пакет или коробку и выдано на руки клиенту. Поэтому попросить забрать всю несъеденную еду – норма. Очень развита инфраструктура упаковки.
Слайд 34

Правила употребления алкоголя в США столь же различны, как и законы

Правила употребления алкоголя в США столь же различны, как и законы

штатов. Единым является лишь минимальный разрешенный возраст употребления спиртных напитков - 21 год.
Многие бары и ночные клубы не допускают на свою территорию никого моложе этого возраста, даже в сопровождении родителей.
В силу местных законов при приобретении алкоголя и даже входа в бар, где его продают, может потребоваться паспорт с фотографией, доказывающий возраст владельца (однако большинство официантов или охранников никогда не видели никаких документов, кроме американских, и потому могут проявить в этом аспекте определенное упрямство).
Продажа алкоголя обычно запрещается после какого-то определенного времени (обычно после 02.00) или в выходные (обычно по воскресеньям), но в каждом штате эти рамки свои.
Во всех штатах запрещено распивать любые (!) алкогольные напитки в публичных местах и на улице, но чтобы обойти этот закон, бутылку прикрывают специальным бумажным пакетом, не позволяющим увидеть содержимое.
"Чистый" алкоголь не пользуется особым уважением - гораздо чаще используются различные коктейли или "миксты" со льдом, колой и соками.
Вина по большей части считаются атрибутом праздничного стола. Игристые вина можно встретить лишь в высококлассных ресторанах или на праздниках.
Вождение в пьяном виде (DUI - driving under influence) считается одним из самых серьезных правонарушений, за которое полагаются очень внушительные штрафы и даже тюремное заключение на несколько дней или месяцев (от уплаты штрафов оно не избавляет).
В разных штатах нормы определения степени опьянения различны.
Как бы то ни было - спорить с местными стражами порядка в этом вопросе бесполезно и даже опасно - если суд признает вину водителя при отказе его содействовать полиции, наказание может быть очень существенным, особенно для иностранца.