Современные-подходы- к- диагностике- интеллекта

Содержание

Слайд 2

Структурный подход к диагностике интеллекта

Структурный подход к диагностике интеллекта

Слайд 3

Структурный подход предполагает изучение интеллекта как психической реальности. В рамках данного

Структурный подход предполагает изучение интеллекта как психической реальности. В рамках данного подхода

особое внимание уделяется тестам креативности. Толчком для выделения этого типа способностей послужили сведения об отсутствии связи между традиционными тестами интеллекта и успешностью решения проблемных ситуаций. Было признано, что последняя зависит от способности по разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе.
Слайд 4

Эту способность назвали креативностью (способность индивида создавать новые понятия и формировать

Эту способность назвали креативностью (способность индивида создавать новые понятия и формировать

новые навыки). Креативность связывают с творческими достижениями личности.
Слайд 5

Существуют следующие основные точки зрения на вопрос о связи креативности и

Существуют следующие основные точки зрения на вопрос о связи креативности и

интеллекта:

креативность – особое качество, одна из разновидностей общих способностей;
креативность – одна из сторон интеллекта, не измеряемая традиционными интеллектуальными тестами;
велика роль личностных особенностей в развитии креативности. Особое внимание к эмоциональным и мотивационным факторам. Выделяют 2 типа личностей – креативные и некреативные, и это проявляется уже в очень юном возрасте;
творческие способности связаны с неврозами, с плохой регуляцией мыслительного процесса, с неумением владеть качественным «просеиванием» идей

Слайд 6

Дж. Гилфорд и его сотрудники, начиная с 1954 г., выделили 16

Дж. Гилфорд и его сотрудники, начиная с 1954 г., выделили 16 гипотетических

интеллектуальных способностей, характеризующих креативность:

беглость – количество идей, возникающих в единицу времени;
гибкость – способность переключаться с одной идеи на другую;
оригинальность – способность продуцировать идеи, отличающиеся от общепринятых;

Слайд 7

любознательность – чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других; способность

любознательность – чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других;
способность

к разработке гипотезы;
иррелевантность – логическая независимость реакции от стимула;
фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией.
Слайд 8

Гилфорд объединил эти факторы под общим названием «дивергентного мышления», которое проявляется

Гилфорд объединил эти факторы под общим названием «дивергентного мышления», которое проявляется

тогда, когда проблема только еще должна быть определена или раскрыта и когда не существует заранее предписанного, установившегося пути решения (в отличии от «конвергентного решения», ориентирующегося на известное или «подходящее» решение проблемы).
Слайд 9

Н. Коган и М. Волах в своих исследованиях отказались от элементов

Н. Коган и М. Волах в своих исследованиях отказались от элементов

соревновательности, временных ограничений, критерий точности, и установили независимость интеллекта от креативности. В.Н. Дружинин говорит, что операционально они противоположны: ситуации проявления интеллекта противоположны по своим характеристикам ситуациям проявления креативности. О.М. Краснорядцева утверждает, что инициация процессов креативности в реальной жизнедеятельности связана с формированием чувственного образа мира и становлением многомерного мира человека.
Слайд 10

Основное средство диагностики – Тест отдаленных ассоциаций (Remote Associated Test), с

Основное средство диагностики – Тест отдаленных ассоциаций (Remote Associated Test), с помощью которого

измеряют особенности и быстроту перемещения внимания на некотором символическом уровне в пределах широкого объема информации.
Слайд 11

Тест Торренса на вербальное творческое мышление (1966) Состоит из 7 субтестов,

Тест Торренса на вербальное творческое мышление (1966)

Состоит из 7 субтестов, предназначен для

детей с 5 лет и взрослых. Первые 3 субтеста: умение задавать информативные вопросы, устанавливать возможные причины и следствия применительно к ситуациям, изображенным на серии картинок, 4 и 5 субтесты – оригинальные способы применения обычных предметов, 6 субтест – нестандартные вопросы по поводу хорошо знакомого предмета, 7 субтест – представить необычную ситуацию и высказать как можно больше  предположений о ее возможных последствиях.
Слайд 12

Фигурный тест Торренса (от 5 до 18 лет) – 3 субтеста,

Фигурный тест Торренса (от 5 до 18 лет) – 3 субтеста, анализ

рисунков и подписей к ним.
Тест Торренса для дошкольников (1980) – анализ свободного перемещения ребенка в помещении.
Тест вербальной креативности (тест отдаленных ассоциаций) С. Медника в адаптации А.Н. Воронина.
Слайд 13

Вербальная креативность – процесс перекомбинирования элементов ситуации. Испытуемым предлагаются словесные триады

Вербальная креативность – процесс перекомбинирования элементов ситуации.
Испытуемым предлагаются словесные триады

(тройки слов), элементы которых принадлежат к взаимно отдаленным ассоциативным областям. Необходимо установить между ними ассоциативную связь путем нахождения четвертого слова, которое объединяло бы элементы таким образом, чтобы с каждым из них оно образовывало некоторое словосочетание. В качестве стимульного материала в тесте используются 40 словесных триад.
Слайд 14

При разработке данного теста использовались принципы построения методики, не регламентирующей деятельность

При разработке данного теста использовались принципы построения методики, не регламентирующей деятельность

испытуемого. Так, тестовые задания были максимально освобождены от ориентации на мотивацию достижения, поскольку мотивация достижения является стимуляцией деятельности. Испытуемого нельзя ограничивать временем решения тестовых заданий.
Слайд 15

Исследования подтвердили, что для креативных людей характерны высокая тревожность и низкая

Исследования подтвердили, что для креативных людей характерны высокая тревожность и низкая

адаптированность, переживание проблем в сфере межличностных отношений. Они подвержены депрессии и часто страдают от одиночества. Лишь тогда, когда высокая креативность сочетается в развитым интеллектом, наблюдается продолжительная творческая активность, эмоциональная уравновешенность, независимость.
Слайд 16

Рекомендуемый список литературы Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. -

Рекомендуемый список литературы

Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. - Спб.:

ИМАТОН, 1998. - 170 с. http://www.koob.ru/tunick/diagnosis_creativity
Torrance Tests of Creative Thinking: Norms technical manual (Research Edition). Princeton, NJ: Personnel Press.
Torrance, E. P. (1974). Norms-technical manual: Torrance Tests of Creative Thinking. Lexington, MA: Ginn and Company.
Torrance, E.P. (1974). Torrance Tests of Creative Thinking. Scholastic Testing Service, Inc.