Психология публичного общения

Содержание

Слайд 2

Часть I Исторический экскурс – риторика как наука о публичном общении

Часть I Исторический экскурс – риторика как наука о публичном общении

Различные

аспекты риторики как науки и искусства публичного общения:
Риторика как теория и искусство речи.
Риторика как искусство мыслить.
Риторика как теория и практика совершенной речи: убедительной, украшенной, уместной, эффективной, привлекательной и т.д.
Риторика как учение о речевом воспитании личности.
Риторика как учение о правилах и нормах ведения речи в разных видах словесности: бытовая и деловая речь в устной и письменной форме, основные виды диалогов, приемы ведения споров и дискуссий, ораторское красноречие, научная проза, речь массовой информации и т.д.
Слайд 3

Знаменитые риторы, создатели теорий риторики и искусства публичного общения Древняя Греция

Знаменитые риторы, создатели теорий риторики и искусства публичного общения

Древняя Греция и

Рим: Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан.
Основные формы обучения искусству публичного общения:
занятия с учителем;
учет природных дарований;
подражание образцовым ораторам;
анализ и разбор текстов;
написание и произнесение тренировочных речей;
требование философской образованности и знаний.
Древняя Русь и Россия XVII-XVIII веков: М.В. Ломоносов,
А.С. Николькский, А.Ф. Мерзляков, Н.Ф. Кошанский, , К.П. Зеленский.
Средства приобретения красноречия (по М.В. Ломоносову):
природные дарования (телесные и духовые, их классификация);
наука (правила, теория);
подражание «авторам, в красноречии славным»;
упражнения в составлении речей;
знание наук.
Слайд 4

Современные рекомендации к овладению мастерством публичного общения (Рождественский Ю.В., Аннушкин В.И.,

Современные рекомендации к овладению мастерством публичного общения (Рождественский Ю.В., Аннушкин В.И.,

Михальская А.К., Волков А.А. )

создание позитивного образа оратора, обладающего личностными, волевыми качествами, позитивно настроенного на аудиторию;
тренировка публичных выступлений (харизма);
анализ собственных и чужих выступлений и текстов, их достоинств и недостатков;
подражание хорошим публичным выступлениям как осмысленное речевое поведение;
изучение законов и правил риторики как науки;
знакомство с литературным и ораторским творчеством разных эпох и стилей;
тренировка в регулярном написании текстов и произнесении речей;
анализ и декламация (выразительное чтение) литературной и ораторской классики;
занятия техникой речи.

Слайд 5

Сущность искусства публичного общения знание об особенностях взаимодействия мыслительной деятельности и

Сущность искусства публичного общения

знание об особенностях взаимодействия мыслительной деятельности и речи;
знание

о речевых коммуникациях различных слоев общества;
знание о технике и выразительных средствах речи;
знание о способах воспитания и формирования личности, способной к продуктивной речевой деятельности;
знание о способах достижения успеха в социальных коммуникациях;
знание в области межкультурных коммуникаций;
знание о современных средствах медиакоммуникаций.
Слайд 6

Часть II Основные психологические характеристики публичного общения основные определения Публичное общение

Часть II Основные психологические характеристики публичного общения основные определения

Публичное общение является

одним из видов межличностного общения и по своей психологической структуре может быть отнесено к полилогу, включающему в себя и монологические и диалогические аспекты процесса взаимодействия.
Согласно "Толковому словарю" В. Даля, слово “общение” имеет в русском языке первоначальное значение «соединяться, смешиваться, быть заодно, знаться, водиться, обращаться, дружиться, делиться, давать кому-либо долю, участие, взаимное обращение и при этом подаяние, милостыня и святое причащение» (1981, с. 634). Вступить в общение - значит "быть заодно, согласно, соединенно, одинаково относиться ко всем, ко всякому". Если попытаться интерпретировать с психологической позиции все вышесказанное, то можно предположить наличие в первоначальном значении понятия “общение” информационного, поведенческого и эмоционального-волевого компонентов. В функциональном плане - это обмен состояний, вхождение в общее состояние, формирование совместной информационной среды, эмоционального сопереживания и единого волевого импульса.
На современном этапе развития психологической науки принято разводить понятия “общение” и “коммуникация”. Вот как определяется понятие «общение» в «Кратком психологическом словаре» (1985): «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека» (КПС, 1985, с. 215).
Слайд 7

Четырехуровневая структура коммуникативного акта в публичном общении

Четырехуровневая структура коммуникативного акта в публичном общении

Слайд 8

Основные характеристики имиджа публичного коммуникатора Внешний облик человека. Сюда входят: пол,

Основные характеристики имиджа публичного коммуникатора

Внешний облик человека.
Сюда входят: пол,

возраст, особенности конституции, национальная принадлежность человека.
Особенности самопрезентации человека в обществе.
Здесь можно выделить следующие составляющие: а) стиль одежды, цветовая гамма одежды, макияж, прическа, аксессуары, индивидуальность стиля (особые черты, отличающие человека от других) и т.д.; б) индивидуальные особенности речи (тембр голоса, интонации, темп и ритм речи, звучность речи, особенности произношения и артикуляции, образность, активный словарный запас, логичность, паузирование и пр.); в) индивидуальные особенности невербального сопровождения речи (контакт глаз, мимика, жесты, позы, общий рисунок движений); г) темперамент и общая экспрессивность человека.
Слайд 9

Характеристиками хорошего голоса согласно Л.Браун (1996): приятный, вибрирующий, спокойный, хорошо модулированный,

Характеристиками хорошего голоса согласно Л.Браун (1996): приятный, вибрирующий, спокойный, хорошо модулированный,

низкого тембра, доверительный, управляемый, теплый, мелодичный, заботливый, уверенный, властный, дружеский, окрашенный интонацией, выразительный, естественный, богатый, наполненный, звучный, доброжелательный.
Особенности когнитивного и коммуникативного стиля,
выражаются через
а) личную легенду, представляющую оратора аудитории – его происхождение, а также то, что подтверждает его право находиться здесь и сейчас перед аудиторией;
б) миссию публичного оратора, дающую ответ на вопрос «зачем он нам нужен здесь и теперь?»;
в) декларирование нравственно-этических принципов, которых придерживается публичный коммуникатор;
г) демонстрацию мировоззренческой позиции как личной идеологии, убеждений и интересов.
Слайд 10

Характеристики публичного коммуникатора, существенные для аудитории

Характеристики публичного коммуникатора, существенные для аудитории

Слайд 11

Часть III Структура публичного выступления Язык выступления. Существуют три способа передачи

Часть III Структура публичного выступления

Язык выступления. Существуют три способа передачи информации

в публичном выступлении: речь, образ и поведение.
Схема публичного выступления. Композицию речи составляют восемь частей:
Обращение
аргумент от личности говорящего;
его внешний вид;
его просьба прослушать то, что будет сказано;
пробуждение интереса через цитату, пример или обращение к актуальному событию. А.Ф.Кони (адвокат) называл это «ключиками» внимания.
цель – я вам сейчас нужен.
Слайд 12

2. Называние темы. смысловой центр аргументации; актуализация целей выступления; формирование устойчивого

2. Называние темы.
смысловой центр аргументации;
актуализация целей выступления;
формирование устойчивого интереса

слушателей к теме.
3. Повествование.
история становления предмета;
баланс соотношения известной для аудитории информации и новой.
4. Описание.
- систематическая картина предмета (по частям, в соответствии с целями, систематический анализ).
Слайд 13

5. Доказательство. - применяется аргументация в пользу сути изложения. «Аргументы не

5. Доказательство.
- применяется аргументация в пользу сути изложения. «Аргументы не

перечисляются, а взвешиваются».
6. Опровержение.
- доказательство от противного. Возможные возражения против доказательств, т.к. часто в споре преследуется интерес, а не истина.
7. Воззвание.
- обращение к сердцам и эмоциям слушателей.
8. Заключение.
- подведение итогов речи и обрисовка перспектив на будущее.
Слайд 14

Виды подготовки к выступлению а) полностью написать текст выступления и выучить

Виды подготовки к выступлению

а) полностью написать текст выступления и выучить его

наизусть;
б) написать текст выступления, прочитать его по рукописи;
в) написать тезисы выступления и примеры, подтверждающие основные тезисы, т.е. выступать без заучивания и без подробных записей;
г) выступать экспромтом, продумав заранее только основную тему и цель выступления.
Каждый из типов подготовки имеет свои плюсы и минусы.
Слайд 15

Режиссура выступления а) привлечь внимание, заинтриговать; б) вызвать потребность в информации

Режиссура выступления

а) привлечь внимание, заинтриговать;
б) вызвать потребность в информации лично для

себя (для слушателя);
в) подчинение аудитории воле оратора – от общественных интересов к личным;
г) искренность и заинтересованность в изложении темы;
д) использование примеров:
в виде конкретных историй из жизни;
ссылка на авторитет;
приведение статистических данных;
использование метафор;
визуальный ряд;
е) четкость, ясность речи; простые предложения, не содержащие большого количества прилагательных и деепричастных оборотов;
ж) логическое развитие мысли – определения, сравнения с уже известным, аргументы.
Слайд 16

Часть IV Выразительные средства публичного общения Вербальные: голос как средство выразительности

Часть IV Выразительные средства публичного общения

Вербальные: голос как средство выразительности

(по Аннушкину В.И.)
П а у з и р о в а н и е (выразительность и значительность, проистекающие от точного деления речи на куски).
А р т и к у л я ц и я как работа над звуками речи (ясность и четкость звукопроизношения).
Л о г и ч е с к и е у д а р е н и я (точность выражения мысли и энергия эмоционального воздействия).
И н т о н а ц и я как выразительная красота и мелодика русской речи.
Слайд 17

Р и т м и т е м п: гармония мысли

Р и т м и т е м п: гармония мысли

и слова, донесения мысли до слушателя, замедление, убыстрение речи.
6. Т е м б р р е ч и и благоприятство звучания («иной голос подобен тележному скрипу…» - М.В. Ломоносов.). Природный голос и проявление духовно-эмоционального развития личности в тембре.
7. Г р о м к о с т ь / т и х о с т ь. Правила уместности изменения громкости голоса в зависимости от интенций публичного коммуникатора.
Слайд 18

Невербальные: мимика, жестикуляция, владение пространством как средства выразительности (по В. Панкратову)

Невербальные: мимика, жестикуляция, владение пространством как средства выразительности (по В. Панкратову)


Неречевое общение

Такесика
Изучает прикосновения в ситуациях общения

Проксемика
Исследует расположение людей в пространстве

Статическая:
- рукопожатие
- поцелуй
- дотрагивание

Динамическая:
- поглаживание
- пошлепывание
- похлопывание

Зоны дистанции в общении:
- интимная (до 45 см)
- личная (45-120 см)
- социальная (120-400 см)
- публичная (свыше 400 см)

Слайд 19

Кинесика Изучает внешние проявления эмоций и чувств Мимика Изучает движение мышц

Кинесика
Изучает внешние проявления эмоций и чувств

Мимика
Изучает движение мышц лица
Основную познавательную нагрузку

несут:
- лоб
- глаза
- подбородок
- брови
- нос
- рот

Пантомимика
Исследует моторику всего тела
Основную познавательную нагрузку несут:
- поза
- походка
- осанка
- поклоны

Жестика
Исследует жестовые движения отдельных частей тела

Некоторые популярные жесты
жесты-собственности
жесты-сомнения
жесты-ухаживания
жесты-оценки
жесты-уверенности
жесты-ожидания
жесты-самоконтроля
жесты-готовности
зеркальные жесты

Слайд 20

Цветовые характеристики в одежде публичного коммуникатора Важной составляющей имиджа человека является

Цветовые характеристики в одежде публичного коммуникатора

Важной составляющей имиджа человека является цвет,

используемый в одежде. Предпочтение того или иного цвета обусловлено как личным вкусом, так и культурными установками человека, модой и действующими традициями. В отношении культурных традиций надо быть очень аккуратным.
Известно, что между цветом и эмоциональным состоянием человека существует корреляция. Человеку свойственно связывать тот или иной цвет с понятием: белый – с чистотой, красный – с силой, чувственностью, желтый – с теплом, солнцем, синий – со строгостью и т.д.
В публичном общении цвет одежды, костюма играет важную роль в формировании первого впечатления, поскольку он, что называется, «бросается в глаза» и при этом создает определенную эмоциональную атмосферу. Цветом можно подчеркнуть свой стиль. Цвет – это дополнительный источник информации для аудитории о целях, преследуемых оратором.
В публичном общении к выбору цвета, а также аксессуаров, надо подходить со всей тщательностью и осмотрительностью.
Слайд 21

Часть V Психологические аспекты управления состоянием коммуникатора до и во время

Часть V Психологические аспекты управления состоянием коммуникатора до и во время

публичного выступления факторы, обуславливающие переживание неуверенности в себе в публичном общении

Самые распространенные причины неуверенности в себе:
- недостаток практики, не знание своих сильных сторон и ограничений;
- стиль воспитания;
- смутные представления (нет четких образцов, сами не знаете, чего хотите);
- опасение враждебности, желание слыть рассудительным;
- недооценка себя;
плохая самопрезентация, неубедительность, противоречивость.
В работе над собой важным моментом является анализ ситуаций, в которых человек чувствует себя уверенно или неуверенно, вычленение из ситуативного потока сигналов, стимулов (это могут быть конкретные люди), которые заставляют замыкаться, зажиматься или наоборот – раскрепощают и освобождают.
Другой важный аспект этой работы – изменение психологических установок и отношения к неудачам, оно должно быть конструктивным.

Слайд 22

Как справиться с волнением при выступлении Приемы работы со страхом публичного

Как справиться с волнением при выступлении

Приемы работы со страхом публичного выступления.
1)

используйте энергию страха перед публичным выступлением для интеллектуальной концентрации на соотношении текста и контекста выступления. Другими словами, чем больше контекст, в который помещается сообщение, тем более интересно оно для публики. Нужно направить энергию страха на размышление об аудитории – что для нее может быть самым интересным из того, о чем вы собираетесь говорить.
2) осознайте причину вашего страха и настройтесь на то, что аудитория заранее простит вам ваши ошибки, если вы будете дружески и с уважением настроены на общение с ней.
Слайд 23

3) преодолевайте страх и волнение через какое-нибудь действие. Энергично, эмоционально, громко

3) преодолевайте страх и волнение через какое-нибудь действие. Энергично, эмоционально, громко

произнесите в качестве тренировки отдельные фразы вашего выступления. Сделайте несколько уверенных, сильных, выразительных движений, которые будут сопровождать вашу речь на публике. Просто побоксируйте сами с собой в зеркале, т.е. совершите те действия, которые повышают вашу самооценку и уверенность в себе.
4) очень важно заранее познакомиться с тем пространством, где вы будете выступать. Необходимо либо накануне, либо в день выступления познакомиться с залом, проверить микрофон (если он потребуется), сказать в него несколько фраз. Это поможет вам снять волнение, возникающее во время ориентировки в новом пространстве.
5) один из самых эффективных приемов снятия страха перед аудиторией – это добротная подготовка самого выступления и наличие подлинного личного интереса в той теме, которую вы собираетесь представить аудитории.
Слайд 24

Приемы саморегуляции. сформируйте внешние признаки уверенности в себе: сделайте несколько глубоких

Приемы саморегуляции.
сформируйте внешние признаки уверенности в себе: сделайте несколько глубоких

вдохов, расслабьте плечи и шею, потрясите руки, как будто вы стряхиваете с себя воду, расправьте плечи, расставьте ноги на ширине плеч, улыбнитесь самому себе (например, в зеркало), вспомните последнее удачное выступление или любую удачу, когда вы получили поощрение от других людей. Все это поможет вам внешне сформировать образ уверенного в себе человека.
важно, чтобы вы не стеснялись во время выступления, если случайно оговоритесь или ошибетесь. Спокойно извинитесь и продолжайте дальше ваше выступление, потому что аудитория смотрит на вас вашими глазами и легко простит вам ошибки, если вы сами на них не фиксируетесь.